Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 408823-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Иркутской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 408823-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Иркутской области, и отмечает следующее.
Представленным законопроектом предлагается увеличить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Иркутской области с 135 до 139. Согласно пояснительной записке к законопроекту, общая численность населения Иркутской области в 2013 году составляла 2 422 тыс. человек.
Как указывается авторами законопроекта, увеличение числа мировых судей позволит ввести на территории Иркутской области дополнительные судебные участки, что уменьшит нагрузку на мировых судей при осуществлении правосудия, сократит количество дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, позволит и в дальнейшем обеспечивать надлежащее функционирование судебных участков округа, непрерывность осуществления судебного процесса и, в конечном итоге, реализацию права граждан на судебную защиту.
При этом территория указанного субъекта Российской Федерации подразделяется на 42 муниципальных образования, в рамках которых согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) должны быть созданы судебные участки из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
По данным, представленным в пояснительной записке, на некоторых судебных участках численность населения превышает либо близка к установленной федеральным законом норме (Свердловский район - 200 124 чел. (9 мировых судей), Братский (городской) район - 185 504 чел. (8 мировых судей), Иркутский район - 96 023 чел. (3 мировых судьи).
Необходимость увеличения численности мировых судей также мотивируется высокой нагрузкой на мировых судей.
Вместе с тем, Федеральный закон не учитывает такой показатель как нагрузка в качестве критерия увеличения численности судебных участков.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, что дает возможность субъекту Российской Федерации самостоятельно регулировать нагрузку на мировых судей путем изменения границ судебных участков исходя из численности населения конкретных административно-территориальных образований, в том числе в Иркутской области.
Учитывая предоставленную статистику о количестве населения и судебных участков в каждом муниципальном районе Иркутской области на 2013 год, недостаточное количество судебных участков в 2х административно-территориальных образованиях (Братский (городской) район и Иркутский район) может быть вполне компенсировано наличием избыточной численности мировых судей в 9 из них (Кировский район, Аларский район, Ангарский район, Бодайбинский район, Нижнеудинский район, Падунский район, Усольский и Усть-Илимский районы, Черемховский (городской) район). При этом следует отметить, что необходимость увеличения числа мировых судей на 3 единицы, исходя из представленных статистических данных, вполне может быть, к примеру, осуществлена за счет перераспределения сверхнормативного числа мировых судей в Ангарском (2 мировых судьи) и Падунском (2 мировых судьи) районах.
Таким образом, число мировых судей и количество судебных участков в данном субъекте Российской Федерации является достаточным и соответствует нормам Федерального закона.
При этом согласно информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации среднестатистическая нагрузка на одного мирового судью в данном субъекте Российской Федерации незначительно превышает общую нагрузку на мировых судей в Сибирском федеральном округе.
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон (Федеральный закон от 04.03.2013 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в случае, если служебная нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, председатель районного суда вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.
Правительство Российской Федерации, приводя аналогичные замечания, не поддерживает данный законопроект.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 408823-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Иркутской области.
Утверждено на заседании Комитета " " февраля 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.