Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 450100-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.Н.Плигиным, М.В.Емельяновым, В.Е.Деньгиным, Б.К.Балашовым, В.Б.Кидяевым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроект направлен на унификацию подходов к совершенствованию норм избирательного законодательства по формированию законодательных (представительных) органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Концепцией законопроекта предусматривается введение новых норм, предусматривающих в качестве необходимых условий регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти наличие поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, которая определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения. Аналогичный подход осуществлен в правовом регулировании участия политических партий на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно законопроекту не требуется сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:
а) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
б) список кандидатов, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов;
в) списку кандидатов, выдвинутому политической партией, ее региональным отделением, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов.
Если перечисленные выше условия не выполняются, то выдвижение политической партией, ее региональным отделением кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов, проводившихся в этом субъекте Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительные органы муниципальных образований, и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:
а) список кандидатов, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
б) список кандидатов, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение списка кандидатов иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) был допущен к распределению депутатских мандатов в представительном органе хотя бы одного муниципального образования созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) за списки кандидатов, выдвинутые политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением (если выдвижение списка кандидатов иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), на которые не распространяется действие подпунктов "а" и "б", по результатам выборов в представительные органы муниципальных образований созывов, действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проголосовало не менее 0,5% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования.
В поддержку политических партий, их региональных отделений, на которые не распространяются изложенные выше условия, выдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, а также в поддержку самовыдвижения кандидата на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 Федерального закона.
Синхронизированы с действующим законодательством нормы о снижении с 7 до 5 процентов "заградительного барьера", который может устанавливаться законом субъекта Российской Федерации на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов.
Законопроектом также предполагается установить унифицированные требования к форме и содержанию подписного листа, а также к количеству подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов и составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом случаев, когда оно не может составлять менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, которое будет составлять 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, а для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем, полагаем возможным уточнить содержание ряда проектируемых норм.
1. Положения пункта 3 статьи 1 законопроекта, дополняющее Федеральный закон новой статьей 35.1 в части установления условий поддержки выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации расширяют возможности влияния на политические процессы в регионе и на порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации политических партий, не представленных в конкретном субъекте и не имеющих поддержки избирателей этого субъекта Российской Федерации. Полагаем, что в при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяющим фактором должна служить поддержка избирателей конкретного субъекта Российской Федерации либо поддержка, оказанная политическим партиям на федеральных выборах. В этой связи предлагается исключить из пункта 3 статьи 1 законопроекта текст, касающийся подпунктов "б" и "в" пункта 2 новой статьи 35.1 .
2. В пункте 3 статьи 2 законопроекта при признании положений пункта 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утрачивающими силу по истечении пятилетнего срока необходимо предусмотреть коррекцию ссылок по всему тексту Федерального закона на указанный пункт.
3. Уточнить сопряжение проектируемых норм, регулирующих уровень выборов местного самоуправления с проектируемыми нормами проекта федерального закона N 469827-6, направленными на реформирование системы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.