Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 50480-6 "О территориальной юрисдикции Арбитражного суда Московской области и Арбитражного суда города Москвы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Законопроект направлен на изменение территориальной подсудности арбитражных споров, возникающих на территории "новой" Москвы - передача их в подведомственность арбитражного суда Московской области.
Законопроектом предусматривается принятие по этому поводу отдельного федерального закона, которым юрисдикция Арбитражного суда Московской области распространяется на территорию, вошедшую в состав города Москвы в соответствии с Соглашением между субъектами Российской Федерации - городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
В обоснование законопроекта субъект законодательной инициативы ссылается на то, что к Москве присоединены территории общей площадью около 148 000 га, на которой действует 21 муниципальное образование, в том числе г. Троицк и г. Щербинка, 19 городских и сельских поселений, входивших в состав Подольского, Ленинского и Наро-Фоминского районов Московской области, на которых проживает 233 000 человек. В результате этого значительно увеличится нагрузка Арбитражного Суда города Москвы, что повлияет на доступность правосудия.
В официальном отзыве Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает на основании того, что арбитражные суды первой инстанции создаются и действуют по территориальному принципу - в рамках субъекта Российской Федерации, что установлено статьей 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Положение статьи 34 указанного Федерального конституционного закона о том, что на территориях нескольких субъектов Российской Федерации может действовать один арбитражный суд, а в одном субъекте Российской Федерации - несколько арбитражных судов в правовом единстве с указанной статьей 3 Федерального конституционного закона означает, что на территории одного субъекта Российской Федерации может быть образовано несколько арбитражных судов, но не позволяет, чтобы в юрисдикцию одного арбитражного суда входила часть территории одного субъекта Российской Федерации и часть территории другого субъекта Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы возражает против концепции законопроекта по тем же основаниям, указывая, что Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" не предусмотрена возможность частичного распространения юрисдикции арбитражного суда субъекта Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, изучив законопроект, отмечает, что федеральный закон не может входить в противоречие с федеральным конституционным законом, а в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" изменения не предложены, поэтому не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 11 марта 2014 года
Первый заместитель |
В.И. Лысаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.