Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 февраля 2014 года (протокол N 147, пункт 13) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается усовершенствовать действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе упростить процедуру предоставления земельных участков без проведения торгов, установить закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков. В связи с чем законопроектом вносятся изменения в 16 федеральных законов, в частности, в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и др.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Следует отметить, что законопроектом не вносятся изменения в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Тем самым предлагаемыми изменениями не затрагиваются и не изменяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере земельных отношений, что не влечет за собой увеличения расходных обязательств. Вместе с тем существенно изменяется сам порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и, следовательно, деятельность соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере правоотношений.
Кроме того, по мнению Комитета, по тексту законопроекта имеется ряд замечаний как правового, так и юридико-технического характера.
Согласно проектируемой статье 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение указанного объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
При этом в соответствии с частью 5 проектируемой статьи 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей разница в цене обмениваемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, не может превышать десять процентов рыночной стоимости земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом в договоре мены предусматривается обязанность стороны, получившей более ценное имущество, возместить другой стороне разницу в его стоимости в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на земельный участок.
Однако, по мнению Комитета, установление такой обязанности в отношении частных собственников (граждан и юридических лиц) может вызвать трудности в ее исполнении при том, что имущество изымается не по их волеизъявлению, а для государственных и муниципальных нужд.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и, в частности, дополнить статью 46 новой частью 5.1, в соответствии с которой публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении:
1) территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории;
2) территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или территории в границах земельного участка, предоставленного иному юридическому лицу для ведения дачного хозяйства;
3) для размещения линейных объектов за границами населенных пунктов.
Однако авторами законопроекта не учитываются положения пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в соответствии с которым на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий. При этом никаких исключений из этих положений указанный федеральный закон не содержит, а соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ законопроектом не предусматривается. Несоответствие указанных положений приведет к правовой коллизии и может вызвать сложности в правоприменительной практике.
Аналогичное замечание следует отметить и в отношении части 10 статьи 18 законопроекта. По мнению Комитета, любые вопросы, касающиеся правил землепользования и застройки, проектов планировки территории и межевания территории, необходимо выносить на публичные слушания, так как они могут непосредственно затрагивать права и интересы населения соответствующего муниципального образования.
Законопроект имеет ряд замечаний юридико-технического характера. Так, отдельные положения законопроекта сформулированы с использованием терминов, которые не соответствуют терминологии, применяемой в законодательстве Российской Федерации (например, "органы муниципального образования", "муниципальные правовые акты муниципального образования" - пункт 3 части 2 проектируемой статьи 39.4, часть 19 проектируемой статьи 39.11, пункт 3 части 3 проектируемой статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации). Полагаем необходимым терминологию законопроекта привести в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Вместе с тем полагаем, что указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Необходимо также отметить, что согласно пояснительной записке результатом предлагаемого законопроектом упрощения порядка предоставления земельных участков должно стать сокращение расходов бюджетов всех уровней, связанных с подготовкой земельных участков к продаже. Упрощение порядка предоставления земельных участков также будет способствовать развитию гражданского оборота земельных участков, а, следовательно, значительному увеличению доходов соответствующих бюджетов. Принятие законопроекта позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся вопросов предоставления земельных участков, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, устранить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, будет способствовать реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного и иных видов строительства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать проект федерального закона N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Заместитель председателя Комитета |
В.А. Казаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.