Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 479893-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях защиты памяти павших при защите Отечества и авторитета государства"
Досье на проект федерального закона
В течение долгого времени информационное пространство используется для распространения различного рода недостоверных сведений, создания негативного образа русского воина, внедрения в сознания масс идей, диаметрально противоположных патриотизму. В то же время, укрепление патриотизма является одной из ключевых задач в условиях постоянных информационных угроз.
Компьютерные технологии уже давно плотно вошли в нашу жизнь. Огромное количество людей используют социальные сети, пользуются иными программами для ЭВМ. Как следствие, увеличилось поле для информационного воздействия на сознание населения, выражающегося, в том числе, в подмене понятий, внедрении негативных образов Родины, умалении значения подвигов русских солдат.
Компьютерные игры, подавляющее большинство которых производятся за пределами Российской Федерации, часто содержат негативные образы России, граждан Российской Федерации. Подчас, играющему в компьютерные игры предлагается убивать игровых персонажей, одеты в российскую военную форму и говорящих по-русски, либо от имени русских осуществлять расстрелы мирных граждан (серия игр Call of Duty, Opposing Fronts 2 и проч.).
Компьютерные игры представляют собой широкий простор для пропаганды идей, признаваемых экстремистскими в Российской Федерации.
События в Украине конца 2013 года начала 2014 года показали, что степень воздействия на сознания масс можно определить как "информационную войну". Вследствие изложенного, необходимо поступательное изменение и адаптация действующего законодательства к возникшей информационной угрозе, которая ведет не только к теоретическому пересмотру и искажению исторических фактов, но и к формированию у подрастающего поколения негативного образа Родины. При этом создается положительный образ военных, носящих форму иностранных вооруженных сил (в частности, Соединенных Штатов Америки), идеологии данного государства, выражающейся в том числе в превосходстве американской нации над иными нациями, что было заявлено Президентом Соединенных Штатов Америки Бараком Обамой.
Настоящим законопроектом предлагается затронуть вопрос распространения информационной продукции, которая умаляет заслуги погибших при защите Отечества, а также информационной продукции, содержащей недостоверные сведения, умаляющие авторитет Российской Федерации, вооруженных сил Российской Федерации. Такую информационную продукцию предлагается запретить на территории Российской Федерации.
При этом изменения предлагается внести в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", поскольку он непосредственно касается вопроса увековечения памяти и определяет круг лиц, которые относятся к погибшим при защите Отечества. Также, учитывая то, что в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приводится перечень информации, запрещенный к распространению, изменения вносятся и в статью 10 данного закона в целях формального закрепления запрета.
Одновременно с этим изменения вносятся и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - он дополняется новой статьей 6.17.1. Внесение данной статьи в Главу 6 Кодекса обосновано тем, что вводится состав правонарушения, где объектом посягательства является общественная нравственность. Объективная сторона нарушения выражается в распространении запрещенной законом информации: содержащей недостоверные сведения информации, умаляющей заслуги погибших при защите Отечества, авторитет Российской империи, СССР или Российской Федерации, их вооруженных сил.
Штрафные санкции за распространение указанной информации представляются оправданными с учетом сложившейся практики в сфере информации и общественной опасности деяния (см., например, штраф по статье 14.3 Кодекса за нарушение законодательства о рекламе).
Дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что дела о данных нарушениях будут рассматриваться судом, а протоколы составляться органами внутренних дел и должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В приведенной формулировке исключается ситуация, при которой бы права средств массовой информации и права граждан на доступ к информации были бы существенным образом ограничены. Дело в том, что круг защитников и случаев, когда можно говорить о защите Отечества, определен законом. Что касается авторитета вооруженных сил, то речь идет не о любой информационной продукции, а только о той, которая содержит недостоверные сведения, результатом чего стало умаление авторитета вооруженных сил Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях защиты памяти павших при защите Отечества и авторитета государства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях защиты памяти павших при защите Отечества и авторитета государства" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень
законодательных актов, в которые необходимо внести изменения, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях защиты памяти павших при защите Отечества и авторитета государства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях защиты памяти павших при защите Отечества и авторитета государства" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.