Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 484589-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности" направлен на совершенствование положений Уголовного кодекса в целях конкретизации и расширения возможностей физических лиц по защите себя и своего имущества, не влекущей привлечение к уголовной ответственности.
Правоприменительная (следственная, судебная) практика, связанная с применением статей о необходимой обороне, показывает недостаточность проработки законодательства, направленного на исключение привлечения физических лиц к уголовной ответственности в случаях защиты от посягательств, опасных для жизни или создающих реальную угрозу такой опасности. Существующее законодательство и правоприменительная практика в соответствующей области делают труднодоказуемой для граждан опасность посягательства, и, не конкретизируя очевидные случаи такой опасности, создают излишнюю свободу правоприменительного усмотрения, негативно сказывающуюся на возможностях граждан по защите собственных прав и последствиях такой защиты. Названные недостатки периодически приводят к достаточно широкому отрицательному общественному резонансу.
Изменения, вносимые в часть первую статьи 37 Уголовного кодекса Российской Федерации, конкретизируют понятие общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, устанавливая ряд случаев, когда опасность для жизни является очевидной.
Предлагаемая часть 2.2 статьи 37 Уголовного кодекса Российской Федерации направлена на надлежащую самозащиту граждан от посягательств на неприкосновенность жилища. При совершении преступлений, связанных с проникновением в жилище, граждане, проживающие в данном жилище, не имеют возможности объективно оценить степень опасности посягательства. Выяснение же такой степени посягательства существенно увеличивает риск, которому подвергается обороняющийся, в том числе за счет повышения готовности посягающего к применению насилия при контакте с обороняющемся (подготовка оружия и т.п.), установления посягающим факта присутствия и места нахождения обороняющегося.
Кроме того, неоправданным является отсутствие легальной возможности защиты собственности граждан путем установки специальных устройств, могущих причинить вред посягающему на объект собственности лицу. Привлечение к уголовной ответственности за причинение вреда такими устройствами представляется необоснованным, потому как само это причинение вреда является следствием нарушения неприкосновенности частной собственности, и отсутствие такого нарушения не может повлечь причинение вреда посягающему. В условиях существенной затрудненности расследования массива уголовных дел, связанных с посягательством на объекты собственности, наделение граждан законной возможностью техническими средствами обеспечивать самозащиту от посягательств на собственность существенно снизит количество соответствующих уголовных дел и вызовет безусловное одобрение в обществе. Предлагаемая статья 37.1 наделяет граждан соответствующим правом.
В целом предлагаемый проект закона в случае его принятия изменит направленность законодательства о необходимой обороне в сторону большей защиты прав обороняющихся, нежели посягающих, что представляется отвечающим требованиями разумности и справедливости.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, под лежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при защите собственности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.