Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 490175-6 "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект подготовлен с учетом отзыва, сделанного Правительством Российской Федерации на законопроект в прежней редакции. Законопроект направлен на повышение эффективности прокурорского надзора при защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также прав и свобод человека при осуществлении уполномоченными государственными органами оперативно-розыскной деятельности.
Это вызвано тем, что органы внутренних дел в ходе проведения гласных оперативно розыскных мероприятий, связанных с обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (97,2% осуществляется в отношении предпринимателей) не обеспечивают надлежащего соблюдения прав и свобод хозяйствующих субъектов (в 41% мероприятий прокурорами были выявлены нарушения). Такие мероприятия планируются и проводятся зачастую по анонимным обращениям, не проверенной оперативной информации и по сигналам, имеющим признаки гражданско-правовых отношений. В результате только 18% гласных обследований явились основанием для возбуждения уголовных дел. На 72% возросло количество незаконных изъятий имущества, предметов и документов, принадлежащих хозяйствующим субъектам. В итоге это приводит к увеличению количества поступающих в органы прокуратуры и суды обоснованных жалоб.
Все это свидетельствует об отсутствии надлежащего действенного ведомственного контроля за работой оперативных подразделений, наделенных правом проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий.
В этих условиях законопроектом предлагается предоставить прокурору, наделенному в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" правом осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дополнительные полномочия, которые позволят ему в оперативном режиме оценить законность и обоснованность гласных оперативно-розыскных мероприятий на стадии их подготовки, а также своевременно принимать меры к предупреждению, пресечению и устранению нарушений закона.
Для этого в статьях 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" законопроектом предлагается установить порядок, при котором гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также изъятие документов, предметов и материалов, необходимых для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допускается только после уведомления уполномоченного прокурора, который в течение 48 часов проверяет законность и обоснованность проведения данного мероприятия.
Кроме того, согласно изменениям, вносимым в указанные статьи, в течение 24 часов требуется обязательно уведомить прокурора, если указанные оперативно-розыскные мероприятия произведены в случаях, не терпящих отлагательства и определенных в законе. При этом предлагается, что прокурор проверяет законность произведенного оперативно-розыскного мероприятия и по результатам проверки выносит соответствующее постановление, влекущее определенные правовые последствия.
Законопроектом предусматривается также, что в случае изъятия документов, предметов, материалов прокурор в течение 48 часов с момента получения уведомления об этом проверяет законность действий должностных лиц, осуществляющих изъятие, и выносит постановление о его законности или незаконности. В последнем случае все изъятые при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия документы, предметы и материалы незамедлительно возвращаются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается дополнить нормой, согласно которой изъятые при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий документы, предметы, материалы в течение 30 суток должны быть возвращены юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Дальнейшее их удержание в целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности может осуществляться только после уведомления прокурора.
В связи с тем, что согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения этого Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются "при проведении оперативно-розыскных мероприятий" законопроектом предлагается данный порядок не применять только при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, для чего пункт 2 части 3 статьи 1 данного Федерального закона излагается в новой редакции.
В ходе работы над данным законопроектом получены положительные отзывы на его концепцию Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей.
Принятие законопроекта в качестве федерального закона не потребует приостановления, изменения или принятия дополнительных актов федерального законодательства, а его реализация - дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Вместе с тем, по нашему мнению, принятие данного проекта федерального закона позволит создать дополнительные гарантии прав предпринимателей, снизить риски необоснованного вмешательства в их деятельность и будет способствовать повышению уровня защиты бизнеса.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия дополнительных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.