Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 495129-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен по итогам деятельности рабочей группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 425-рп, а также во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 января 2012 г. N Пр-38ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2011 г.
Изменения, предлагаемые законопроектом для внесения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), направлены на совершенствование механизма и условий передачи (делегирования) субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основной новеллой законопроекта является норма о закреплении соответствующих полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по принятию актов о передаче полномочий Российской Федерации, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий между уровнями публичной власти по-прежнему будет осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (часть 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации), федеральными законами. Актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут делегироваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации только те полномочия, которые соответствующими федеральными законами отнесены к федеральным полномочиям и осуществляются федеральными органами исполнительной власти.
Законопроектом закрепляется, что акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о делегировании полномочий принимаются только в отношении всех субъектов Российской Федерации (в отличие от актов об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации).
В условиях длительности законодательной процедуры наделение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочиями по делегированию полномочий федеральных органов исполнительной власти позволит оперативно принимать соответствующие управленческие решения.
В связи с предлагаемой корректировкой Федерального закона N 184-ФЗ предусматривается внесение корреспондирующих положений в отдельные отраслевые законодательные акты Российской Федерации. Данным законопроектом не осуществляется передача федеральных полномочий, а закрепляются полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по принятию решений о делегировании федеральных полномочий в некоторых сферах в том случае, если данные полномочия ранее не делегированы на региональный уровень федеральными законами.
Другие новеллы законопроекта направлены на совершенствование условий делегирования федеральных полномочий для исполнения на уровень субъектов Российской Федерации.
Так, в целях расширения самостоятельности руководителей регионов, а также повышения уровня их ответственности за реализацию переданных федеральных полномочий, законопроектом предлагается отказаться впредь от необходимости согласования федеральными органами исполнительной власти структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральные полномочия, и кандидатур на должности руководителей этих органов.
При этом предусматривается наделение руководителей федеральных органов исполнительной власти правом вносить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации представления об освобождении от должности их заместителей или руководителей региональных органов исполнительной власти, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях систематического неисполнения и (или) ненадлежащего их исполнения, а также обращаться в Правительство Российской Федерации с предложением об инициировании отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по осуществлению переданных полномочий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает увеличения расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введения новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, в связи с чем не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.