Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 1999 г. N 30-Г99-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего В.И. Нечаева, судей Б.А. Горохова и Ю.Г. Кебы
рассмотрела в судебном заседании 23 июля 1999 г. кассационный протест помощника прокурора Карачаево-Черкесской республики А.П. Никулиной, участвовавшей в деле, кассационную жалобу председателя избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики М.Ш. Психомахова, кассационную жалобу С.Э. Дерева на решение Верховного суда Карачаево - Черкесской республики от 10 июня 1999 г., которым жалоба Г.А. Токарева на бездействие избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики удовлетворена, признано повторное голосование по выборам главы Карачаево-Черкесской республики 16 мая 1999 г. состоявшимся, признан избранным главой Карачаево-Черкесской республики В.М. Семенов; отказано в удовлетворении заявления С.Э. Дерева.
Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснения председателя избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики М.Ш. Психомахова и представителя С.Э. Дерева - В.С. Вощинина, объяснения Г.А. Токарева, адвоката О.Л. Глазовой, представляющей интересы Г.А. Токарева, представителя В.М. Семенова - Б.С. Батчаева и адвоката М.Ю. Барщевского, представляющего интересы В.М. Семенова, заключение старшего помощника Генерального прокурора России И.И. Кисилева поддержавшего протест и полагавшего отменить решение суда и вынести новое решение о возложении на избирательную комиссию Карачаево-Черкесской республики обязанности принять решение о результатах выборов главы республики, исследовав материалы дела, коллегия установила:
16 мая 1999 г. проходило повторное голосование по выборам главы Карачаево-Черкесской республики. 21 мая 1999 г. состоялось заседание избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики, которая должна была определить результаты выборов главы Карачаево-Черкесской республики. Но, довести до конца эту процедуру избирательная комиссия не смогла, так как семь членов комиссии из четырнадцати членов избирательной комиссии с правом решающего голоса после решения вопроса о форме голосования, тайно или открыто, покинули заседание.
Г.А. Токарев обратился в суд с заявлением о признании повторного голосования по выборам главы Карачаево-Черкесской республики 16 мая 1999 г. состоявшимся и признании избранным главой Карачаево-Черкесской республики В.М. Семенова. Заявление обосновано тем, что в этих выборах убедительную победу одержал кандидат на должность главы Карачаево-Черкесской республики В.М. Семенов, за которого отдали свои голоса 151 780 избирателей, за С.Э. Дерева же проголосовали 41 456 избирателей. Однако, несмотря на отсутствие законных оснований шесть членов избирательной комиссии и её председатель пытались навязать остальным членам комиссии своё мнение о признании повторного голосования недействительным. С этим не согласились семь членов комиссии, которые в знак протеста покинули заседание избирательной комиссии, и комиссия оказалась не в состоянии принять соответствующего решения по результатам повторного голосования.
С.Э. Дерев обратился в суд с заявлением о признании недействительными протокола и сводной таблицы избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики об итогах повторного голосования и возложении обязанности на названную комиссию определить результаты выборов главы Карачаево-Черкесской республики. В обоснование заявления С.Э. Дерев утверждает, что 21 мая 1999 г. избирательная комиссия Карачаево-Черкесской республики признала итоги повторного голосования на 35 избирательных участках недействительными. В связи с этим территориальные избирательные комиссии должны были внести изменения в свои протоколы об итогах голосования и только после этого можно было производить подсчет данных об итогах голосования в целом по республике. На момент подписания протокола об итогах повторного голосования по республике избирательная комиссия Карачаево-Черкесской республики не могла располагать такими протоколами, а производить подсчет данных об итогах голосования в целом по республике по представленным до 21 мая 1999 г. протоколам территориальных избирательных комиссий с учетом недействительности итогов голосования на 35 избирательных участках она была не вправе.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение.
В кассационном протесте помощник прокурора Карачаево-Черкесской республики А.П. Никулина, участвовавшая в деле, просит отменить решение суда и вынести новое решение о возложении на избирательную комиссию Карачаево-Черкесской республики обязанности принять решение о результатах выборов главы республики. В части требований Г.А. Токарева о признании повторного голосования по выборам главы Карачаево-Черкесской республики 16 мая 1999 г. состоявшимся и признании избранным главой республики В.М. Семенова, а также требованию С.Э. Дерева о признании недействительными протокола и сводной таблицы избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики об итогах повторного голосования в протесте поставлен вопрос о прекращении производства по делу со ссылкой на то, что рассмотрение этих требований входит в компетенцию избирательной комиссии, а, следовательно, они не подлежат рассмотрению в суде без принятия соответствующих решений избирательной комиссией.
В кассационной жалобе председатель избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики М.Ш. Психомахов просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым обязать избирательную комиссию Карачаево-Черкесской республики принять решение о результатах выборов главы республики в установленный судом срок; производство по заявлению Г.А. Токарева прекратить. Данная жалоба обосновывается тем, что, подведя итоги голосования, суд присвоил себе функции избиркома.
В кассационной жалобе С.Э. Дерев, считая решение суда незаконным, просит его отменить, производство по заявлению Г.А. Токарева прекратить; вынести новое решение об удовлетворении заявления С.Э. Дерева возложить на избирательную комиссию Карачаево-Черкесской республики обязанность определить в установленный судом срок результаты выборов главы республики, признать недействительными протокол и сводную таблицу избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики.
Обсудив доводы кассационных протеста и жалоб, коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд признал в решении установленным, что члены избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики 21 мая 1999 г. на своём заседании составили на основании протоколов территориальных избирательных комиссий с учетом признания недействительными итогов повторного голосования на 35-ти избирательных участках и подписали протокол о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики и сводную таблицу. При этом суд исходил из того, что все цифровые данные, проставленные в протоколе и сводной таблице республиканской избирательной комиссии, соответствуют действительности.
Однако, с выводами суда согласиться нельзя, поскольку в судебном заседании не исследовались полно и всесторонне обстоятельства, связанные с составлением протокола и сводной таблицы о результатах выборов 16 мая 1999 г. главы Карачаево-Черкесской республики.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Однако, сводная таблица о результатах выборов 16 мая 1999 г. главы Карачаево-Черкесской республики подписана 21 мая 1999 г. лишь председателем и секретарем избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики. Несмотря на это суд при вынесении решения исходил из цифровых данных, отраженных в этой таблице.
Из постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики от 21 мая 1999 г. видно, что избирательная комиссия признала итоги повторного голосования 16 мая 1999 г. на избирательных участках NN 16, 45 г. Черкесска, избирательных участках NN 183, 184, 185 Прикубанского района, избирательных участках NN 162, 163 Малокарачаевского района, избирательном участке N 143 Карачаевского района, избирательном участке N 223 Усть-Джегутинского района, избирательных участках NN 71, 75, 77, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92 Адыге-Хабальского района, избирательных участках NN 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 242, 243 Хабезского района недействительными и обязала территориальные избирательные комиссии г. Черкесска, Адыге-Хабальского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов внести изменения в протоколы и сводные таблицы об итогах голосования (л.д. 170 т. 1).
В соответствии с п. 10 ст. 57 названного Федерального закона при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и сводных таблиц, поступивших из нижестоящей избирательной комиссии, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Аналогичное правило закреплено в п. 10 ст. 42 Закона Карачаево-Черкесской республики "О выборах главы Карачаево-Черкесской республики".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона N 475-XXII "О выборах главы Карачаево-Черкесской республики" следует читать "О выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики"
Исходя из этих положений приведенных законов, избирательная комиссия Карачаево-Черкесской республики, признав недействительными итоги повторного голосования 16 мая 1999 г. на названных избирательных участках, обязана была принять решение о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на территории указанных районов или проведении повторного подсчета голосов избирателей территориальными избирательными комиссиями.
Между тем, из материалов дела не видно, чтобы такие решения принимались избирательной комиссией Карачаево-Черкесской республики. Суд признал, что протокол и сводная таблица о результатах выборов 16 мая 1999 г. главы Карачаево-Черкесской республики составлены и подписаны 21 мая 1999 г. с учетом постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики от 21 мая 1999 г. о признании недействительными итогов повторного голосования 16 мая 1999 г. на 35-ти избирательных участках. Однако, вывод суда не подтверждён решением избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на территориях г. Черкесска, Адыге-Хабальского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов и протоколами об итогах голосования на этих территориях с отметкой "Повторный подсчет голосов".
Отсутствовали на момент составления избирательной комиссией Карачаево-Черкесской республики 21 мая 1999 г. протокола, а также сводной таблицы о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики и протоколы территориальных избирательных комиссий г. Черкесска, Адыге-Хабальского, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов с отметкой "Повторный подсчет голосов".
Такие протоколы имеются во 2-ом томе дела, но лишь пяти территориальных избирательных комиссий: г. Черкесска, Карачаевского, Малокарачаевского, Прикубанского и Усть-Джегутинского районов соответственно от 2 июня 1999 г., 2 июня 1999 г., 27 мая 1999 г., 1 июня 1999 г. и 1 июня 1999 г.
Из сводных таблиц и протоколов названных территориальных избирательных комиссий усматривается, что при обработке итогов голосования в этих территориальных избирательных комиссиях из подсчета числа избирателей, внесённых в список избирателей (1 графа), были исключены граждане, обладавшие на день проведения голосования активным избирательным правом, проживавшие на избирательных участках, итоги голосования на которых были признаны недействительными по постановлению республиканской избирательной комиссии от 21 мая 1999 г. При сопоставлении этих данных с данными протокола и сводной таблицы о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики от 21 мая 1999 г. следует, что эти граждане были исключены из подсчета числа избирателей, внесённых в список избирателей (1 графа), и при составлении протокола, а также сводной таблицы о результатах выборов главы Карачаево - Черкесской республики. Так, в 1-ых графах протокола и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии г. Черкесска от 2 июня 1999 г. число избирателей, внесенных в список, указано 85 939 граждан (л.д. 56-64 т. 2). Эта же цифра указана в 1-ой графе сводной таблицы о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики от 21 мая 1999 г. (л.д. 5-6 т. 2). Аналогичное положение с имеющимися в деле документами других названных выше четырёх территориальных избирательных комиссий.
Судом эти обстоятельства оставлены без внимания, приведенные документы не исследовались в судебном заседании и им оценка в решении не дана, несмотря на то, что это имело значение для правильного рассмотрения дела. Порядок составления списков избирателей установлен ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По настоящему Закону недопустимо исключение граждан, обладавших на день проведения голосования активным избирательным правом, из подсчета числа избирателей, внесённых в список избирателей на конкретном избирательном участке, по причине признания недействительными итогов голосования на нём. Аналогичное положение следует из содержания главы 2 Закона Карачаево-Черкесской республики "О выборах главы Карачаево-Черкесской республики".
По действующему законодательству, не исключена возможность для суда по результатам выборов обязать соответствующую избирательную комиссию признать выборы состоявшимися и признать конкретного кандидата избранным на выборную должность. В этом случае необходимо исследовать в судебном заседание полно и всесторонне итоги голосования на избирательных участках, обработку итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях, порядок определения результатов выборов избирательной комиссией, наделенной этим правом соответствующим законом. Однако, при рассмотрении настоящего дела эти вопросы в судебном заседании полно и всесторонне не исследовались. В частности, в судебном заседании не исследовались протоколы всех участковых избирательных комиссий, протоколы и сводные таблицы всех территориальных избирательных комиссий, в связи с чем остались не исследованными также протокол и сводная таблица о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики от 21 мая 1999 г.
При оценке доводов по поводу многочисленных жалоб граждан на нарушения избирательных прав граждан при проведении повторного голосования по выборам главы Карачаево-Черкесской республики суд указал, что если признать все жалобы на нарушения избирательных прав граждан, поступившие за период повторного голосования, обоснованными, то и тогда достоверность результатов волеизъявления избирателей не вызывает сомнения. При этом, обосновывая данное суждение, суд ограничился арифметическим подсчётом разницы чисел голосов избирателей, поданных за В.М. Семенова и С.Э. Дерева. Однако, одного этого обоснования недостаточно; при оценке доводов по поводу жалоб на нарушения избирательных прав граждан при проведении выборов необходимо исходить не только из количества жалоб, но и из существа жалоб. По сообщению прокуратуры Карачаево-Черкесской республики, в связи с заявлениями и сообщениями о нарушениях избирательных прав большого количества граждан при проведении выборов главы Карачаево - Черкесской республики возбуждено более 70 уголовных дел, по более 300 заявлениям и сообщениям проводятся проверки (л.д. 178-198 т. 1). О многочисленных нарушениях избирательных прав граждан утверждает и председатель избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики М.Ш. Психомахов, предложивший в связи с этим на заседании избирательной комиссии Карачаево-Черкесской республики 21 мая 1999 г. свой проект постановления о результатах выборов главы Карачаево-Черкесской республики с указанием считать итоги выборов главы республики недействительными (л.д. 164-166 т. 1).
Суд эти обстоятельства оставил без внимания, несмотря на то, что их исследование имеет значение для дела, поскольку из содержания сообщения прокуратуры видно, что нарушение избирательных прав могло иметь место не только граждан, обратившихся с жалобой, но и значительного количества других граждан.
Что касается доводов кассационных протеста и жалоб о прекращении производства по делу в части отдельных требований заявителей в связи с их неподведомственностью суду, то они противоречат положениям, предусмотренным ст. 46 Конституции Российской Федерации. В силу п.п. 1 и 2 настоящей статьи каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, имеющей право принять решение по существу жалобы (п. 8 ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, кем из лиц, участвующих в деле, они подлежат доказыванию, поставить их на обсуждение, даже если лица, участвующие в деле на какие - либо из них не ссылались, и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
отменить решение Верховного суда Карачаево-Черкесской республики от 10 июня 1999 г. и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 1999 г. N 30-Г99-5
Текст определения официально опубликован не был