Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 505691-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Законопроектом предлагается установить, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками в границах территорий объекта культурного наследия и зон охраны объекта культурного наследия (далее по тексту - земли ОКН и их охраны).
По мнению авторов законопроекта, земли ОКН и их охраны являются неотъемлемой частью культурного богатства народов Российской Федерации, расположены в живописнейших местах, обладают безусловной исторической и культурной ценностью для страны и поэтому требуют особой защиты.
Одной из основных задач законопроекта является непосредственная реализация курса Президента Российской Федерации на повышение прозрачности и деофшоризацию экономики. Иностранные компании, в том числе находящиеся в офшорных юрисдикциях, являющиеся собственниками земли ОКН и их охраны зачастую выступают "ширмой" для сокрытия информации о конечных собственниках, которыми могут являться государственные и муниципальные служащие, в чьих полномочиях находится принятие судьбоносных решений в отношении таких земель. Следующей задачей является предупреждение случаев, при которых правоохранительные и иные заинтересованные органы вынуждены реагировать на нарушения административного, земельного и иного законодательства Российской Федерации. На практике, указанные органы сталкиваются с серьезными препятствиями при направлении уведомлений об устранении нарушений, которые по факту остаются без ответа, будучи направленными по иностранным адресам. К тому же исполнение судебных решений зачастую представляется довольно затруднительным с учетом специфики норм международного права.
Законопроект не имеет своей целью полный запрет для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства приобретать в собственность земли ОКН и их охраны. Указанные субъекты смогут приобрести в собственность участки на таких землях, но только посредством учреждения юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации.
Аналогичные правила со своими особенностями действуют и в ряде зарубежных стран. Так, в Республике Болгария полностью запрещена продажа земельных участков любой категории иностранным юридическим лицам из стран, не входящих в Европейский союз, а также офшорным компаниям и фирмам, в числе учредителей которых имеются компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Физические лица из стран Европейского союза смогут приобретать земельные участки только при условии, если такие лица пребывали на территории Болгарии не меньше пяти лет к моменту совершения сделки купли-продажи. В случае, если юридическое лицо, зарегистрированное на территории Болгарии, имеет среди учредителей иностранных граждан, то такие компании имеет право приобретать землю в собственность при условии соблюдения такими учредителями пятилетнего "ценза оседлости".
В Таиланде действует правило, согласно которому земля не может принадлежать иностранцам на праве собственности. Иностранный гражданин может приобрести землю в собственность только с использованием компании - резидента Королевства. При этом, в такой компании должно быть не менее 51% акций, принадлежащих на праве собственности гражданину Тайланда. Если будет выявлен факт номинального владения акциями таким гражданином, сделка будет признана ничтожной, а участники такой противоправной схемы понесут соответствующую административную и/или уголовную ответственность.
В Швейцарии возможно приобретение земли нерезидентом только в случае, когда такое лицо прожило на территории Швейцарии пять и более лет, а также документально подтвердило необходимость покупки конкретного участка земли. В ряде других зарубежных стран также существует ограничения на покупку земли и недвижимости иностранцами (Греция, Украина, Индия и др.).
Следует отметить, что российским законодательством уже введены некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования и установлены изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, частью 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях Российской Федерации. Таким образом, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма, распространяющаяся также на юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Также согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации" земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.
По мнению авторов, аналогичные ограничения должны быть введены относительно земель в границах территорий объектов культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и их зон охраны.
Учитывая изложенное, принятие законопроекта будет способствовать обеспечению суверенных прав и защите интересов Российской Федерации и ее граждан, направленных на сохранение облика объектов культурного наследия и предупреждение возможных правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.