Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 502279-6 "О внесении изменений в статьи 136 и 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статья 136, часть 2, пункт 1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года N 123-Ф3) гласит следующее:
"1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства".
В действительности же, в подавляющем числе городов Российской Федерации, все многоквартирные дома стандартного проекта в пятиэтажном исполнении, собственники помещений которых желают создать товарищество собственников жилья в нескольких таких домах, имеют суммарное число квартир намного более тридцати.
На основе указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель неправомерно устранил с рынка управления и оказания услуг в сфере ЖКХ, такое юридическое лицо, как товарищество собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, а также утвердил невозможность его создания и функционирования.
Товарищество собственников жилья является таким же юридическим лицом, предназначенным для управления и/или оказания услуг в многоквартирных домах, как и управляющая компания, и оно должно иметь равные конкурентоспособные права на рынке ЖКХ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и антимонопольным законодательством, к монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, и создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещаются и, в установленном порядке, признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Одновременно необходимо изменить в приведенной выше статье Жилищного кодекса РФ норму принятия решения общим собранием собственников помещений: "не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме", указанной в приведенном выше пункте 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, которая противоречит части 1 статьи 136 и части 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, а также другие ограничения, которые создают дополнительные противоправные препятствия по созданию ТСЖ в нескольких многоквартирных домах.
Законопроект направлен на устранение законодательной неправомерности в ограничения возможности создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, а также на защиту конституционных прав собственников жилья и пользователей помещений в многоквартирных домах, на создание здоровой экономической конкуренции на рынке жилищно-коммунального комплекса.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 175 Жилищного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 136 и 175 Жилищного кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.