Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 507586-6 "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях расширения круга лиц, которые могут являться владельцем специального счета.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, которые выбрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, также обязаны выбрать владельца специального счета.
Частями 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен круг лиц, которые могут являться владельцем специального счета, в частности:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
2) осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
3) региональный оператор.
Исходя из анализа данных норм, следует, что, несмотря на прямое отсутствие взаимосвязи между выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме способом управления таким домом и способом формирования фонда капитального ремонта, собственники помещений, реализующие непосредственный способ управления многоквартирным домом или управление управляющей организацией, не могут воспользоваться правом выбора владельца специального счета в связи с отсутствием альтернативы региональному оператору.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) этого же регионального оператора. Представляется, что собственники помещений в многоквартирном доме, реализуя свои конституционные права по распоряжению своим имуществом (часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации), должны иметь возможность самостоятельного принятия решения об использовании аккумулируемых ими на специальном счете средств для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах. В данном случае, у собственников должно быть право выбора лица, открывающего специальный счет в банке: будет ли это региональный оператор, который в силу части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации может использовать средства собственников помещений одного многоквартирного дома на финансирование капитального ремонта в других многоквартирных домах, либо другое лицо, не имеющее права использования средств на финансирование капитального ремонта в других многоквартирных домах.
В связи с чем, а также в целях осуществления собственниками реального выбора владельца специального счета, законопроектом предлагается расширить круг лиц, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, включив в него управляющие организации.
Управляющие организации в условиях конкурентной среды, а также осуществления предпринимательской деятельности, должны быть заинтересованы в стабильных и долгосрочных договорных отношениях с собственниками помещений в многоквартирном доме, и удовлетворительном техническом состоянии такого дома.
Также рядом статей Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 174, части 6 и 7 статьи 175, часть 5 статьи 176, статья 177) предусмотрены законодательные механизмы, позволяющие минимизировать риски, связанные с нецелевым использованием средств, формируемых на специальном счете.
Такие механизмы позволяют исключить возможные финансовые злоупотребления со стороны управляющих организаций.
В частности, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме другой управляющей организации и принятии ими решения о замене владельца специального счета, предыдущая управляющая организация в силу части 5 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана будет подать в банк заявление о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение десяти дней после получения решения общего собрания. При этом, если данная управляющая организация не расторгнет соответствующий договор и не перечислит средства сформированного фонда капитального ремонта, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании таких средств с перечислением их на другой специальный счет.
Кроме того, управляющая организация не сможет без документов, указанных в частях 4 и 5 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводить операции по специальному счету, учитывая, что такие документы предоставляются в банк, и расходовать средства на иные цели, нежели предусмотренные частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, практических оснований, препятствующих управляющей организации являться владельцем специального счета, кроме того, что управляющие организации могут стать конкурентами региональному оператору, не имеется.
Кроме того, собственники помещений в многоквартирных домах, реализующие способ управления такими домами посредством товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, также полноценно не могут воспользоваться правом выбора владельца специального счета в лице указанных жилищных объединений.
Так, введенное Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ограничение по созданию товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, связанное с общей совокупностью квартир в таких домах (пункт 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации), не распространяется на товарищества, организованные до дня вступления в силу данного закона.
Таким образом, норма об открытии специального счета товариществом собственников жилья, созданным в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать противоречит части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и создает существенные препятствия для реализации собственниками права выбора владельцем специального счета товарищества, организованного до 2011 года.
Законопроектом предлагается предоставить право товариществам собственников жилья, созданным до 2011 года в нескольких многоквартирных домах независимо от количества в них квартир, являться владельцами специального счета.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам являться владельцами специального счета независимо от способа управления многоквартирным домом: самостоятельно либо посредством заключения договора управления с управляющей организацией, что будет способствовать единому подходу возможности аккумулирования средств на капитальный ремонт всеми жилищными объединениями, реализации конституционного права по распоряжению своим имуществом собственниками непосредственно (через жилищное объединение) и отвечать задачам государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением от 30.11.2012 г. N 2227-р, направленным на формирование ответственного отношения собственников к дому и оказание содействия самоорганизации граждан в жилищной сфере.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.