Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) подготовлен во исполнение решений, принятых на заседании рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации (протокол от 21 августа 2013 г. N 22).
Законопроект направлен на совершенствование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и обеспечение функционирования института во всех субъектах Российской Федерации.
Для совершенствования института Уполномоченного законопроектом предлагается расширить права Уполномоченного, уточнить сферу деятельности его общественных представителей. В частности, предлагается наделить Уполномоченного правом обращаться в суд в защиту публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности, по собственной инициативе проводить проверку фактов нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, знакомиться с материалами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, при этом нормами, определяющими порядок и объемы ознакомления, дополнены Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации.
С целью восстановления нарушенных прав и соблюдения законных интересов предпринимателей предлагается обязать должностных лиц в течение 15 дней рассматривать представленные Уполномоченным заключения.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить Уполномоченного неприкосновенностью на весь срок его полномочий, которая распространяется, в частности, на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В этих целях вносятся соответствующие дополнения в статьи 447 - 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективной защиты прав предпринимателей предлагается расширить полномочия уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. В частности, предлагается наделить их правами обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, направлять в органы власти обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к ответственности, в отдельных случаях без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, реализовывать меры, направленные на заключение мирового соглашения субъектов предпринимательской деятельности с органами власти, направлять в органы власти, в решениях которых усматривается нарушение прав предпринимателей, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов.
Кроме того, с целью исключения влияния на решения уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми устанавливается наложение административного штрафа за вмешательство в деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Для функционирования института Уполномоченного во всех субъектах Российской Федерации предлагается наделить уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации правом назначать представителей, действующих на общественных началах. При этом законопроектом уточнена сфера, в рамках которой общественные представители уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации вправе вести деятельность, направленную на защиту прав предпринимателей, и определены ее границы, аналогично границам сферы деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (за исключением прав свободно посещать органы власти и места лишения свободы).
При этом региональные общественные представители назначаются распоряжением Уполномоченного в субъекте Российской Федерации, на срок, не превышающий срок полномочий Уполномоченного в субъекте Российской Федерации.
С целью гармонизации норм законопроекта с действующим законодательством Российской Федерации также вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, статью 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статью 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статью 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статью 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.