Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 509018-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из наиболее серьезных факторов, способствующих ухудшению криминогенной обстановки, росту организованной преступности, терроризма в стране и представляет реальную угрозу государственной, общественной и личной безопасности.
Согласно статистическим данным за 2013 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 1570 преступлений, связанных с хищениями оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), из них раскрыто 699 (59%) преступлений.
Нередко похищенное оружие используется преступниками при совершении преступлений. В течение 2013 года с применением огнестрельного оружия совершено 4823 преступления, что на 6,8% больше аналогичного показателя 2012 года (4518 преступлений). За три месяца 2014 года также наблюдается рост таких преступлений на 3,6% (1158 преступлений).
Анализ правоприменительной практики показал, что установленные в уголовном законодательстве наказания за совершение указанных противоправных деяний несоразмерны степени их общественной опасности.
Санкции статей 222 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и 223 (Незаконное изготовление оружия) УК предусматривают аналогичные наказания как за незаконный оборот оружия, так и за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, что не может быть признано обоснованным.
Нижний предел наказания в виде лишения свободы за незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть вторая статьи 223 УК), ниже, чем за совершение такого преступления единолично (часть первая статьи 223 УК).
Несовершенство законодательства усугубляется судебной практикой, в ходе которой не в полной мере используется потенциал санкций статей 222 и 223 УК. Например, по части первой статьи 222 УК, предусматривающей наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, в 2012 г. лишение свободы свыше 3 лет назначалось только 0,9% осужденным к данному виду наказания.
В связи с этим представляется необходимым конкретизировать меры уголовно-правового воздействия в указанной сфере, выделив в отдельные составы преступления, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств, и предусмотрев за их совершение повышенную ответственность, наступающую с четырнадцатилетнего возраста.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за период 2007 - 2012 гг. число лиц, осужденных за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 225 УК), крайне незначительно. По части первой данной статьи в сумме по основной и дополнительной квалификации осуждено: в 2007 году - 5 лиц, в 2008 году - 6 лиц, в 2009 году - 4 лица, в 2010 году осужденных не было, в 2011 году - 2 лица, в 2012 году - 1 лицо. По части второй указанной статьи в 2007 году осуждено 3 лица, а за период с 2008 - 2012 годы осужденных не было.
Результаты изучения судебной практики рассмотрения данной категории дел верховными судами республик, краевыми, областными, окружными (флотскими) военными судами, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами, судами автономной области и автономных округов показали, что случаи привлечения к уголовной ответственности по статье 225 УК РФ, а также по статьям 293, 342, 344, 348 УК, когда соответствующие деяния повлекли за собой утрату оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, носили единичный характер.
Несогласованность отдельных положений УК и существующие пробелы в административном законодательстве создают предпосылки к хищению оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств как лицами и организациями, непосредственно привлекаемыми к охране и утилизации оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, так и военнослужащими с гражданским персоналом арсеналов.
В настоящее время общая норма об уголовно-правовом запрете деяний, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, содержится в статье 225 (Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) УК. Санкция части первой указанной статьи УК предусматривает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Специальными по отношению к статье 225 УК являются нормы, предусмотренные статьей 342 (Нарушение уставных правил караульной службы) УК, а также статьей 344 (Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне) УК. Санкцией статьи 344 УК такой вид наказания, как лишение свободы, не предусмотрен.
С учетом изложенного, законопроектом УК дополняется статьями 222.1 и 223.1, предусматривающими уголовную ответственность за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, а в статьях 225, 342 и 344 УК РФ устанавливается повышенная уголовная ответственность за совершение уполномоченным лицом деяния, связанного с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей по обеспечению сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, когда такое деяние повлекло за собой хищение или уничтожение указанных предметов либо наступление иных тяжких последствий.
Кроме того, практика расследования преступлений террористического характера свидетельствует о высокой степени общественной опасности преступлений, совершаемых путем взрыва либо с использованием взрывных устройств. В этой связи в качестве дополнительного сдерживающего фактора законопроектом в диспозиции статьи 213 (Хулиганство) УК данные способы совершения преступления выделяются в качестве самостоятельных квалифицирующих признаков.
За преступления, предусмотренные частью третьей статьи 213, статьями 222.1 и 223.1 УК, в качестве единственного вида наказания законопроектом определено лишение свободы в связи с повышенной степенью опасности действий лиц, совершивших указанные преступления. С целью повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств законопроектом часть пятая статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающая альтернативную подследственность, дополнена ссылкой на указанные категории противоправных деяний.
Так, например, в подавляющем большинстве случаев преступления, предусмотренные статьей 205 (Террористический акт) УК, расследование которых отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, совершаются с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе и самодельных.
В связи с этим законопроектом следователям указанных органов в случае выявления преступления, связанного с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, предоставлено право расследовать уголовные дела о данных преступлениях. Это не только повысит эффективность расследования по указанным уголовным делам, но и повлечет рост раскрываемости преступлений.
Кроме того, в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не содержит нормы, предусматривающей административную ответственность организаций и должностных лиц за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.
В связи с этим, а также общественной опасностью названных правонарушений законопроектом вносятся изменения в часть первую статьи 20.8 КоАП, предусматривающие административную ответственность юридических лиц и должностных лиц за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, если указанные действия не образуют уголовно наказуемого деяния, и статья 13.15 дополняется частью 4, предусматривающей ответственность за распространение в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Одновременно законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", предусматривающие дополнение статьи 4 частью седьмой, запрещающей распространение в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на ужесточение ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на ужесточение ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на ужесточение ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.