Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 466656-6 "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"), внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 466656-6 "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
Указанный проект федерального закона подготовлен в связи с разработкой проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", которым предусматривается объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передача вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внесение изменений, уточняющих положения статьи 105 "Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций" части первой Кодекса и статей 333.18, 333.19, 333.20, 333.21, 333.22, 333.35, 333.36, 333.37, 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В частности, предлагаются изменения в статью 333.19 "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями" части второй Кодекса, согласно которым при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или должностных лиц, а также об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации устанавливается государственная пошлина в следующих размерах: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 3000 рублей.
В настоящее время в соответствии с указанной статьей Кодекса по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, указанные выше размеры государственной пошлины установлены при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, или должностных лиц.
Кроме того, законопроектом уточняются особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды, а также порядок освобождения плательщиков от уплаты государственной пошлины.
Концептуально поддерживая идею рассматриваемого законопроекта, Комитет отмечает, что его отдельные положения требуют дополнительного обсуждения при подготовке ко второму чтению.
В частности, в заключении заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации С.М. Амосова выражается опасение в том, что поскольку подпункт 6 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса предлагается изложить в редакции, содержащей перечень органов публичной власти и должностных лиц, при оспаривании нормативных правовых актов которых уплачивается государственная пошлина, в ходе применения законодательства о налогах и сборах могут возникнуть вопросы о размере государственной пошлины, подлежащей уплате по делам об оспаривании нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц, не вошедших в данный перечень.
В заключении первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации П.П. Серкова отмечается, что поскольку в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса (с учетом внесения изменений, уточняющих положения указанной статьи) установлены льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны в виде освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Верховном Суде Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, а также при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия или государственную регистрацию актов гражданского состояния, остается неясным вопрос, по какой причине указанным выше категориям лиц не предоставляется льгота по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. Так, согласно действующему правовому регулированию, участниками судопроизводства в арбитражных судах могут выступать, в том числе, и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (например, участники ООО, акционеры, члены производственных кооперативов).
В связи с этим, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, физические лица, перечисленные в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, вполне могут участвовать в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем на них также должны распространяться льготы по освобождению от уплаты государственной пошлины, предусмотренные в указанных выше нормах Кодекса.
Кроме того, представлялось бы целесообразным внесение изменений в подпункт 14 пункта 1 статьи 31 "Права налоговых органов" части первой Кодекса в части предоставления права налоговым органам предъявлять иски (заявления) не только в суды общей юрисдикции или арбитражные суды, но и в Верховный Суд Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 466656-6 "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.