Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 466670-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации (в части реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 466670-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект), разработан в целях реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Законопроектом вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Положения АПК РФ, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, признаются утратившими силу (глава 36 АПК РФ). Вместе с тем АПК РФ дополняется новой главой 36.1 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора". Кроме того, утрачивают силу и положения о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов (глава 23 АПК РФ). Соответствующие категории дел из подведомственности арбитражных судов исключаются.
АПК РФ дополняется положениями, регулирующими порядок кассационного и надзорного производства в Верховном Суде Российской Федерации. Законопроектом вводится двухуровневая кассация в арбитражном процессе. Очевидно, что моделью вносимых изменений послужил ГПК РФ.
При этом в качестве кассационной и надзорной инстанций выступают соответственно Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации. На первом уровне кассация останется прежней, а второй этап кассации похож на нынешний надзорный порядок: кассационная жалоба, представление будет изучаться судьей Верховного Суда Российской Федерации и по результатам изучения жалобы, представления судья будет выносить определение о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации или об отказе в передаче кассационных жалобы, представления. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На рассмотрение кассационных жалобы, представления отводится срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и срок, не превышающий трех месяцев, если дело истребовано. При этом Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом сложности дела, могут продлить срок рассмотрения жалобы представления, но не более чем на два месяца. А на рассмотрение кассационных жалобы, представления в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации законопроектом отводится не более двух месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в коллегию. Стоит отметить, что срок рассмотрения дела при введении второй кассации значительно возрастет, что создаст для участвующих в деле лиц неопределенность в отношении судьбы вступившего в законную силу судебного решения и присужденных им прав.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства второго уровня будут являться существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора схоже с производством в кассационной инстанции второго уровня по порядку рассмотрения и срокам, которые отводятся на изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации, а также рассмотрения надзорной жалобы Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель также как и в кассационной инстанции второго уровня вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Важное значение имеют положения законопроекта, указывающие на возможность в мотивировочной части решения делать ссылки на сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Положительным также является и положение законопроекта, позволяющее участникам разбирательства подавать в суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 466670-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенного Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.