Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона представляет собой новую редакцию Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Как указывается в пояснительной записке, целью законопроекта является "приведение норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности".
Рассматриваемый законопроект является альтернативным по отношению к проекту федерального закона N 247813-4 "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", внесенному А.В. Бурениным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Рассмотрев настоящий проект федерального закона, Комитет отмечает наличие в нем целого ряда концептуально важных, отвечающих интересам государства и бизнеса положений, направленных на реальное совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.
Заслуживает, в частности, внимания предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета, основанная на взаимодействии органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета отнесены: разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.
По мнению Комитета, введение в состав субъектов регулирования бухгалтерского учета негосударственных организаций будет способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности в указанной сфере.
Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, процедура разработки и утверждения национальных стандартов.
Принципиально важным в предлагаемой законопроектом модели разработки национальных стандартов представляется введение процедуры публичного обсуждения проектов соответствующих стандартов, что позволит обеспечить открытость и информационную прозрачность процесса разработки данных документов с привлечением к участию в нем представителей широкого круга профессиональной общественности в лице бухгалтеров, аудиторов, деятелей науки и т.д.
С учетом современных экономических и правовых реалий, а также международной практики в законопроекте предусматривается:
уточнение терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учёте;
введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствие судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов;
определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению;
расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта);
установление требований к составу реквизитов учетных регистров;
регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов;
введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности;
регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета и т.д.
Вместе с этим Комитет обращает внимание на наличие в законопроекте отдельных проблемных вопросов, требующих дополнительной проработки при его подготовке ко второму чтению.
Так, статья 4 законопроекта относит к законодательству о бухгалтерском учете все без исключения федеральные законы, что, по мнению Комитета, необоснованно "размывает" данную законодательную сферу и не будет способствовать четкому и единообразному пониманию норм бухгалтерского законодательства всеми участниками регулируемых ими правоотношений.
В целях недопущения увеличения административной нагрузки на субъектов сферы малого бизнеса, связанной с необходимостью ведения ими бухгалтерского учета, требует дополнительного обсуждения вопрос о целесообразности установления в законе перечня минимальных требований, предъявляемых к организации учета и составлению бухгалтерской отчетности экономическими субъектами, относящимися к данной категории. Нуждается в дополнительной проработке и вопрос о допустимости дополнения установленного в законе состава объектов бухгалтерского учета на основании подзаконных актов, как это предусмотрено в части 2 статьи 5 законопроекта.
Существенной проработки и уточнения требуют положения законопроекта, регламентирующие участие негосударственных организаций в вопросах регулирования бухгалтерского учета. В частности, часть 12 статьи 27 законопроекта допускает в качестве единственного основания отклонения уполномоченным федеральным органом проекта национального стандарта, разработанного субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета, такое обстоятельство, как несоответствие данного проекта законодательству Российской Федерации. В связи с этим остается открытым вопрос, на каком основании может быть отклонен проект национального стандарта, положения которого не противоречат законодательству, но не соответствуют критериям, установленным пунктам 2-4 части 2 статьи 25 законопроекта (соответствие потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; принципам единства системы требований к бухгалтерскому учету и обеспечения условий для единообразного применения национальных стандартов).
Не регламентирован порядок действий уполномоченного федерального органа в ситуации, при которой различными негосударственными органами вносятся альтернативные версии национального стандарта, соответствующие законодательству Российской Федерации.
Не проработан механизм внесения изменений в национальный стандарт и его отмены. Так, содержащаяся в части 14 статьи 27 законопроекта ссылка на общий порядок разработки и утверждения национальных стандартов, установленный настоящей статьей, не дает ответа на вопросы, в какой форме может быть инициировано внесение изменений в стандарт или его отмена, вправе ли уполномоченный федеральный орган вносить изменения в стандарт либо отменять его по собственной инициативе (например, в случаях внесения изменений в законодательство, изменения экономической ситуации в стране) и т.д.
Не установлен срок, в течение которого субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета вправе представить в уполномоченный федеральный орган уведомление о разработке национального стандарта. Отсутствие подобного срока затрудняет применение нормы, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 28 законопроекта, согласно которой орган государственного регулирования бухгалтерского учета разрабатывает национальный стандарт в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования не принимает на себя обязательство разработать национальный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки национальных стандартов.
Требует дополнительного изучения вопрос о целесообразности установления в законопроекте закрытого перечня органов, уполномоченных утверждать отраслевые стандарты бухгалтерского учета.
К законопроекту имеется целый ряд иных замечаний правового и юридико-технического характера.
Исходя из изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.