Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях ограничения распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Поскольку предметом правового регулирования являются отношения в сфере рекламы, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), законопроектом предлагается внесение изменений в указанный закон. Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться только федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Закона о рекламе.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) не содержит прямых требований к размещению рекламы на объектах культурного наследия.
Вместе с тем Закон об объектах культурного наследия содержит нормы, направленные на ограничение размещения наружной рекламы на территориях объектов культурного наследия.
Так, в статье 52 устанавливается требование обеспечения неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия, статьей 34 предусматривается установление на сопряженной с объектами территории зон охраны, в пределах которых ограничивается или запрещается хозяйственная деятельность и строительство, в соответствии со статьей 60 градостроительная деятельность в историческом поселении подлежит особому регулированию, которое осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя, в том числе, разработку градостроительных регламентов, касающихся запрета или ограничения размещения рекламы.
Размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия и их территориях приводит к изменению облика объекта культурного наследия, влияет на устойчивость и сохранность объектов. Отсутствие прямого запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия приводит к необходимости органам местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа мотивированно доказывать (зачастую в ходе судебного процесса) законность принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на объекте культурного наследия. При этом однозначной судебной практики в пользу законности принятых решений не сложилось.
Законопроект направлен на установление прямых норм, обеспечивающих сохранение внешнего облика объекта культурного наследия при размещении рекламных конструкций.
Законопроектом предусматривается установление прямого запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Данное исключение обусловлено содержанием пункта 3 статьи 35 Закона об объектах культурного наследия, который предусматривает, что характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объемов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлена в статье 38 Закона о рекламе.
Представляется целесообразным дополнить Закон об объектах культурного наследия статьей 35.1, конкретизировав ограничения в части работ по размещению рекламных конструкций, а именно, ввести запрет на размещение таких конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. В то же время для работ по размещению рекламных конструкций, содержащих информацию о театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятиях, которые проводятся на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) сделано исключение в целях привлечения публики к посещению таких мероприятий и популяризации деятельности организаций, расположенных на объектах культурного наследия и их территориях.
Реализация проекта позволит сохранить исторический облик зданий и сооружений, отнесенных к памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, и, вместе с тем, не устанавливать излишние ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.
Поскольку законопроектом устанавливается новое ограничение прав субъектов гражданских правоотношений, в статье 3 законопроекта предусматриваются переходные положения относительно выданных разрешений на размещение рекламных конструкций (в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, договор на установку рекламной конструкции заключается на срок не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона мО внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.