Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512328-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086 (подпункт 4 пункта 1) и в целях законодательного закрепления положений независимой системы оценки качества работы организаций социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования).
В этой связи предлагается внесение изменений в ряд отраслевых федеральных законов, а именно в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Независимая оценка качества работы организаций социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования), включая формирование рейтингов их деятельности (далее - независимая оценка), осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом по их инициативе и на основе использования общедоступной информации о данных организациях. Независимая оценка проводится в целях предоставления потребителям услуг информации о качестве оказываемых услуг, а также в целях повышения качества работы названных организаций.
По данным Росстата, в настоящее время насчитывается более 160 тыс. организаций, социальной сферы, среди которых с учетом их специализации насчитывается 120 типов организаций.
В целях обеспечения проведения независимой оценки качества работы организаций в названных выше сферах законопроектом предусматривается создание условий для активизации общественных организаций и профессиональных сообществ в проведении данной работы.
В этих целях на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и, при необходимости, на муниципальном уровне с участием общественных организаций формируются общественных советы для проведения указанной независимой оценки.
Выполнение указанной функции может быть возложено на общественные советы, действующие при органах исполнительной власти. В этом случае общественные советы по проведению независимой оценки не создаются.
К основным полномочиям общественных советов относится: определение перечней организаций для проведения оценки качества их работы, установление требований к организации-оператору, которая проводит работу по формированию рейтингов, утверждение данных рейтингов, а также подготовка предложений по улучшению качества работы организаций.
Независимая оценка качества, проводимая общественными советами, будет осуществляться не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года в отношении организаций, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств, иных организаций, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности составляет свыше 50 процентов, а также в отношении негосударственных организаций, предоставляющих государственные услуги.
В законопроекте предусмотрены требования к открытости и доступности информации о деятельности организаций социальной сферы, среди которых - копии документов о порядке предоставления услуг за плату.
Информация о результатах независимой оценки качества работы организаций размещается в сети "Интернет" юридическими и физическими лицами, а также общественными советами.
Поступившая в уполномоченные органы власти, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества, которая должна включать методику составления рейтингов и источники данных для их формирования, подлежит обязательному рассмотрению указанными органами и учитывается при выработке мер по совершенствованию работы организаций.
В законопроекте предусмотрено, что критерии оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания соответственно) с участием общественных организаций и профессиональных сообществ.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона поддержан субъектами Российской Федерации, письма исполнительных органов государственной власти о его согласовании поступили от 72 субъектов Российской Федерации. Предложения и замечания 9 субъектов в основном юридико-технического характера учтены в законопроекте.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" в субъектах Российской Федерации, начиная с 2013 года, осуществляется работа по проведению независимой оценки качества работы этих организаций, формированию рейтингов их деятельности и опубликованию результатов независимой оценки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основой для проведения независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, является открытость и доступность информации об их деятельности и предоставляемых ими услугах.
Реализация данного положения организациями и их учредителями предусмотрена в рамках выполнения ранее принятых законодательных актов. Так, реализация открытости и доступности сведений об учреждении предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в которой приведен перечень документов, открытость и доступность которых обеспечивают государственные (муниципальные) учреждения, а также статьей 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В соответствии с указанными законодательными актами Минфином России утвержден порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением и ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" (сайте Федерального казначейства www.bus.gov.ru).
Функционирование и развитие данного официального сайта для размещения информации о деятельности учреждений, в том числе информации о результатах оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности осуществляется в рамках средств, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на администрирование данного сайта. В настоящее время на указанном сайте размещается информация о деятельности более 160 тыс. учреждений.
Дополнительно обязанность предоставления потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах установлена и в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (статьи 8, 10, 12).
Предоставление информации о деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, предусмотрена и в ряде отраслевых законов, в частности в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статьи 29, 97), Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 21), Основах законодательства Российской Федерации о культуре (статьи 12 и 36).
В настоящее время от 60 до 96% организаций в зависимости от отрасли социальной сферы и типа учреждения имеют собственные сайты, где размещается соответствующая информация.
Законопроект упорядочивает требования к перечню информации, открытость и доступность которой обеспечивают организации для целей проведения оценки качества их работы.
Согласно законопроекту к полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления отнесено создание условий по организации проведения независимой оценки, при этом федеральные органы исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности осуществляют методическую помощь. К настоящему времени методические документы подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается создание условий для активизации общественных организаций и профессиональных сообществ в проведении данной работы. В этих целях на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и, при необходимости, на муниципальном уровне с участием общественных организаций формируются общественных советы для проведения независимой оценки.
Выполнение указанной функции может быть возложено на общественные советы, действующие при органах исполнительной власти. В этом случае общественные советы по проведению независимой оценки не создаются.
Начиная со II квартала 2013 г., финансирование мероприятий по проведению независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги", за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Мониторинг организации работы по проведению независимой оценки качества, осуществляемый Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти 1 раз в квартал, показал, что в регионах проводятся мероприятия по оценке качества работы социальной сферы (качества предоставления государственных услуг; оценка выполнения государственного задания; социологические исследования по изучению мнения населения о качестве оказываемых услуг; мониторинг социально-экономического положения пожилых людей; анкетирование, опросы и другие формы выявления общественного мнения, динамики развития отраслей социальной сферы и др.). Такая работа проводится в субъектах за счет средств, предусмотренных различными региональными программными мероприятиями, реализуемых в сферах здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта. Таким образом, дополнительных финансовых средств принятие законопроекта не потребует, так как в нем предусмотрены единые подходы к проведению той работы, которая в субъектах Российской Федерации в настоящее время проводится и установлены порядок, периодичность, обязательства и участники оценки качества.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. N 976) предоставляется финансовая поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям при реализации ими проектов по независимой оценке качества, а также предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на программы поддержки указанных организаций на конкурсной основе (справочно: в 2014 году средства на поддержку указанных организаций из федерального бюджета предусмотрены в размере 266 млн. рублей и 660 млн. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 478-р).
В тоже время независимая оценка и формирование рейтингов может проводиться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом (независимые рейтинговые агентства, эксперты и пр.). В этом случае законопроектом предусмотрено, что данная работа будет осуществляться ими самостоятельно и по их инициативе.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" потребует:
принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, методического обеспечения проведения независимой оценки;
внесения изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта";
подготовка приказов отраслевых федеральных органов исполнительной власти об установлении критериев оценки качества работы организаций, оказывающих отдельные виды услуг;
подготовка приказов отраслевых федеральных органов исполнительной власти об установлении требований к содержанию и форме информации, размещаемой на сайтах соответствующих органов и организаций в сети "Интернет".
Примерный срок подготовки документов - 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Цель - определение порядка осуществления методического обеспечения проведения независимой оценки, установление критериев оценки качества работы организаций, оказывающих отдельные виды услуг, а также требований к содержанию и форме информации о деятельности данных организаций, размещаемой в сети "Интернет".
Предмет регулирования - отношения, возникающие в связи с проведением независимой оценки качества работы организаций, оказывающих отдельные виды услуг, основное содержание названных документов - положения, определяющие и конкретизирующие критерии оценки качества работы данных организаций, содержание и форму информации об их деятельности.
Головные исполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.