Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам молодежи
по проекту федерального закона N 567087-5 "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по делам молодежи (соисполнитель) рассмотрен проект федерального закона N 567087-5 "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков", внесенный депутатами Государственной Думы В. Ф. Звагельским, В.С. Селезневым, С.В. Хоркиной, И.А. Яровой, С.Г. Ахметовым, Н.В. Пугачевой, И.И. Гильмутдиновым, П.В. Таракановым, П.А. Зыряновым.
Законопроект направлен на ограничение розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков на территории Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков.
В проекте федерального закона приводятся понятия безалкогольных тонизирующих напитков и безалкогольных энергетических напитков, закрепляется перечень мест, где розничная продажа и потребление (распитие) безалкогольных энергетических напитков не допускается, предлагается установить запрет на потребление (распитие) безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетними в любых общественных местах.
Комитет считает, что законопроект направлен на защиту здоровья нации и в особенности здоровья молодых россиян, в первую очередь подвергающихся той опасности, которую несут безалкогольные энергетические напитки и поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем, Комитет отмечает следующее:
1. в статье 2 законопроекта приводится понятие "безалкогольный тонизирующий напиток". Вместе с тем, в названии проекта федерального закона и по всему тексту речь идет только о безалкогольных энергетических напитках. В связи с этим, Комитет предлагает авторам законопроекта определить предмет и объект правового регулирования рассматриваемого законопроекта;
2. наименование статьи 4 проекта устанавливает ограничение розничной продажи безалкогольных энергетических напитков. В самой статье определена норма, запрещающая розничную продажу безалкогольных энергетических напитков в перечисленных местах и организациях. Комитет предлагает изменить наименование статьи;
3. в пункте 5 статьи 4 предлагается установить запрет на розничную продажу безалкогольных энергетических напитков несовершеннолетним. Комитет считает необходимым дополнить указанный пункт нормой, определяющей право лица, непосредственно осуществляющего отпуск безалкогольных энергетических напитков (продавца), потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность в случае возникновения у сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия;
4. наименование статьи 5 проекта устанавливает ограничение потребление (распитие) безалкогольных энергетических напитков. В самой статье определена норма, запрещающая потребление (распитие) безалкогольных энергетических напитков в организациях, указанных в пункте 1, 2 статьи 4 проекта. Комитет предлагает изменить наименование статьи;
5. в статье 5 авторы законопроекта предлагают запретить потребление (распитие) безалкогольных энергетических напитков совершеннолетними лицами только в детских, образовательных и медицинских организациях, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Исходя из этого следует, что разрешается потребление (распитие) взрослыми этих напитков на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения. Так как в первую очередь взрослые являются примером для детей и молодежи, Комитет считает необходимым установить также запрет на потребление (распитие) указанных напитков совершеннолетними лицами на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения.
Кроме того, Комитет считает необходимым статью 5 законопроекта дополнить нормой, разрешающей потребление (распития) безалкогольных энергетических напитков, приобретенных в организациях и у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, за исключением в организациях и местах, указанных пунктах 1-3 статьи 4;
6. в статье 6 проекта предлагается установить государственный контроль за качеством и безопасностью безалкогольных энергетических напитков. Государственный контроль предполагает контроль за производством и оборотом безалкогольных энергетических напитков, проверка качества предполагает надзор за соблюдением обязательных требований к безалкогольным энергетическим напиткам в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия". Однако, осуществление государственного надзора законопроектом не предусмотрено. Кроме того, требования к производству безалкогольных энергетических напитков законопроектом не определены. В связи с этим, Комитет считает необходимым дополнить указанную статью возможностью осуществления государственного надзора за качеством и безопасностью безалкогольных энергетических напитков, а также в законопроекте определить требования к производству безалкогольных энергетических напитков.
7. Кроме того, Комитет считает необходимым предусмотреть в законопроекте нормы, регулирующие качество ввозимых в Российскую Федерацию безалкогольных энергетических напитков в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, санитарными правилами, гигиеническими нормативами.
8. Материалами к законопроекту не предусмотрено внесение изменений в действующие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации. Комитет считает, что данный законопроект целесообразно рассматривать вместе с пакетом проектов законов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление безалкогольных энергетических напитков, за производство либо оборот безалкогольных энергетических напитков, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, за нарушение правил продажи безалкогольных энергетических напитков.
Кроме того, принятие законопроекта потребует внесение в Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" в части особенностей продажи безалкогольных энергетических напитков.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по делам молодежи рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 567087-5 "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков" и учесть высказанные замечания виде поправок ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Тараканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.