Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.Б. Кидяевым, В.С. Тимченко, А.С. Делимхановым и др., членом Совета Федерации С.М. Киричуком
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В определении внутригородского района (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта) следует уточнить, каким актом устанавливаются критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы: законами субъекта Российской Федерации или уставом городского округа с внутригородским делением. Кроме того, вопрос установления критериев не является предметом регулирования статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), содержащей основные термины и понятия, и в целях сохранения логики должен регулироваться в статье 11 Федерального закона.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта словосочетания "городской округ" и "городской округ с внутригородским делением" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено в данных законах и нормативных правовых актах. По нашему мнению, указанное положение нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что в соответствии с законопроектом городской округ и городской округ с внутригородским делением являются разными муниципальными образованиями.
В пункте 3 статьи 1 законопроекта следует уточнить, каким образом должно быть выражено мнение населения внутригородских районов в случае изменения их границ. Аналогичное замечание касается проектируемых частей 3.2, 6.1, 6.3, 7.1 статьи 13 Федерального закона.
Полагаем, что в проектируемых частях 3.2, 6.1 и 6.3 статьи 13 Федерального закона (подпункты "б" и "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта) следует говорить о согласии, а не об учете мнения населения объединяющихся, разделяющихся и выделяющихся из городского округа с внутригородским делением внутригородских районов.
В связи с дополнением статьи 13 Федерального закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта) новыми видами преобразований муниципальных образований, которые влекут создание вновь образованных муниципальных образований, необходимо внести соответствующие дополнения в часть 8 статьи 13 Федерального закона.
Согласно подпункту "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта к вопросам местного значения сельского поселения относится ряд вопросов, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона. Обращаем внимание на некорректность положения, согласно которому иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, так как указанные вопросы являются вопросами местного значения городского поселения. Кроме того, остается не ясным, на каком основании органы местного самоуправления муниципальных районов будут осуществлять вопросы местного значения на территории сельского поселения. Также обращаем внимание, что в статье 14 Федерального закона уже содержится часть вторая. Аналогичное замечание касается пункта 6 статьи 1 законопроекта, дополняющего статью 16 Федерального закона частью 2.
Согласно пункту 6 статьи 1 законопроекта законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанное положение следует согласовать с частью первой статьи 18 Федерального закона, в соответствии с которой перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Аналогичное замечание относится к части 2 проектируемой статьи 16.2 Федерального закона.
Обращаем внимание, что Федеральный закон предусматривает передачу необходимых материальных и финансовых средств только при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Кроме того, указанное расходное обязательство муниципальных образований не предусмотрено статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания исполнения расходных обязательств муниципальных образований. При этом неясна и форма межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования указанных расходных обязательств городских округов с внутригородским делением. Следует также иметь в виду, что в части 2 статьи 18 Федерального закона речь идет лишь о возможном дополнительном финансировании обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 проектируемой статьи 16.2 Федерального закона (пункт 7 статьи 1 законопроекта) предусмотрено, что к вопросам местного значения внутригородского района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением. Однако Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, связанные с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, к местным бюджетам отнесены: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Согласно части 3 проектируемой статьи 16.2 Федерального закона полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов по решению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения разграничиваются законами субъекта Российской Федерации и в соответствии с ними уставом такого городского округа. Обращаем внимание, что каждое из указанных муниципальных образований осуществляет полномочия по решению закрепленных за ними вопросов местного значения, в связи с чем неясно, о каком разграничении полномочий идет речь. Кроме того, в соответствии с частью 1.1 статьи 17 Федерального закона полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований.
В связи с дополнением Федерального закона проектируемой статьей 16.2 полагаем необходимым внести соответствующие дополнения в частях 1.1 и 3 статьи 17, абзац восьмой части 5 статьи 34, часть 3 статьи 55 Федерального закона.
Проектируемую часть 1 статьи 17.1 Федерального закона (пункт 9 статьи 1 законопроекта), касающуюся осуществления органами местного самоуправления муниципального контроля следует согласовать с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 статьи 1 законопроекта территориальное общественное самоуправление может осуществляться не только на части территории поселения, но и на части территории внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Обращаем внимание, что соответствующее изменение не вносится в часть 5 статьи 27 Федерального закона.
Исходя из редакции пункта 11 статьи 1 законопроекта неясно, куда вносится изменение.
Согласно изменениям, предлагаемым законопроектом в статью 35 Федерального закона (подпункт "б" пункта 12 статьи 1 законопроекта), избрание представительного органа муниципального района на муниципальных выборах не предусматривается, в связи с чем неясен статус представительных органов муниципальных районов, избранных на выборах. Кроме того, в статье 35 Федерального закона сохраняется часть 5.1, касающаяся осуществления перехода от формирования представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, к избранию на муниципальных выборах. Указанное изменение не учитывается также в части 19 статьи 35, в части 4 статьи 53, в части 2 статьи 55 Федерального закона.
Обращаем внимание на неопределенность формулировки "в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации из состава представительных органов" (проектируемая часть 5 статьи 35 Федерального закона).
Отмечаем, что в часть 9 статьи 35 Федерального закона не вносятся дополнения, касающиеся обладания правами юридического лица, а в проектируемые части 3 и 4 статьи 37 Федерального закона (подпункты "б" и "в" пункта 14 статьи 1 законопроекта), касающиеся условий и требований к лицам, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, в отношении городского округа с внутригородским делением.
Подпункт "д" пункта 12 статьи 1 законопроекта, по нашему мнению, следует дополнить также случаями преобразования муниципальных образований, предусмотренных проектируемыми частями 6.3 и 7.2 статьи 13 Федерального закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта). Аналогичное замечание касается подпункта "в" пункта 13 и подпункта "д" пункта 14 статьи 1 законопроекта.
Изменения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 статьи 1 законопроекта, не учитывают структуру и логику части 2 статьи 36 Федерального закона.
В отношении проектируемого пункта 5 статьи 50 Федерального закона (подпункт "а" пункта 16 статьи 1 законопроекта) обращаем внимание, что пунктом 3 проектируемой статьи 16.2 Федерального закона не предусмотрено решение органами местного самоуправления новых вопросов помимо установленных проектируемой частью 2 статьи 16 и частью 2 проектируемой статьи 16.1 Федерального закона, в связи с чем полагаем указанную ссылку излишней.
В связи с исключением частей 2-4 статьи 50 Федерального закона (подпункт "б" пункта 16 статьи 1 законопроекта) требуется внесение изменения в часть 5 статьи 50 Федерального закона.
Обращаем внимание, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.