Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 448436-6 "О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 448436-6 "О внесении изменений в статьи 42 и 43 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается закрепить право застрахованных лиц получать от страховщика, - Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) - бесплатную юридическую помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представления интересов застрахованных лиц в судах в случае, если застрахованные лица заявляют о необходимости предоставления им указанной помощи, и соответствующей обязанности Фонда оказывать бесплатную юридическую помощь застрахованным гражданам в указанных случаях в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон N 324-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальными органами страховщика.
При этом основания для выплаты территориальными органами Фонда соответствующих пособий нередко должны быть подтверждены в судебном порядке, что требует со стороны застрахованных граждан значительных затрат времени и ресурсов.
Таким образом, предлагаемые законопроектом нормы направлены на усиление уровня социальной защищенности застрахованных граждан, прежде всего работающих женщин.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета, и не повлечет увеличения штатной численности работников Фонда.
Однако следует обратить внимание, что в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона N 324-ФЗ в числе основных принципов оказания бесплатной юридической помощи являются "установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь", и "свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи". Кроме того, представление интересов застрахованных лиц в судах, - это довольно трудоемкий и затратный по финансовым ресурсам процесс. Поэтому вызывает серьезное сомнение, что реализация предлагаемых норм не потребует дополнительных бюджетных расходов и не повлечет увеличение штатной численности работников Фонда.
В то же время, в случае потребности в дополнительных расходах на реализацию предлагаемых законопроектом норм, покрываться они должны за счет средств федерального бюджета, а не средств обязательного социального страхования.
В связи с чем, комитет просит Правительство Российской Федерации представить ко второму чтению подробные обоснования по финансовым затратам на реализацию законопроекта, в том числе, данные о численности на текущий период квалифицированных юристов в территориальных отделениях Фонда.
В комитет поступили заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, заключение комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, заключение Счетной палаты Российской Федерации.
Комитет-соисполнитель и Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению концепцию законопроекта поддерживают, и предлагают принять его в первом чтении.
Правовое управление считает, что в предлагаемых законопроектом нормах должно быть сделано уточнение об оказании страховщиком бесплатной "квалифицированной" юридической помощи, а не просто бесплатной юридической помощи, а также ссылка на статью 5 Федерального закона N 324-ФЗ, в которой определены основные принципы оказания бесплатной юридической помощи.
На законопроект поступило 19 отзывов от законодательных (представительных) и 45 отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, во вех отзывах законопроект поддерживается.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.