Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение эффективности электронного документооборота при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами, уточнение порядка постановки на учет российских организаций, созданных в результате реорганизации юридических лиц, предусматривает изменение срока представления сведений регистрирующими органами в связи с вступающими в силу изменениями в законодательство о налогах и сборах.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение ряда изменений, носящих технико-юридических характер, и направленных на исправление неточностей и уточнение формулировок, не изменяющих существующий порядок налогообложения.
Законопроект предусматривает дополнение статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) новым понятием "личный кабинет налогоплательщика", который предлагается определить как информационно-телекоммуникационный ресурс, доступ к которому осуществляется на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в сети "Интернет", в установленном им порядке, предназначенный для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и исполнения обязанностей, установленных НК РФ.
Использование личного кабинета налогоплательщика направлено на совершенствование электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, сокращение сроков получения документов, предусмотренных НК РФ, и расходов, связанных с их направлением, как со стороны налоговых органов, так и налогоплательщиков.
НК РФ предусмотрена необходимость подписи документов, направляемых налоговым органом налогоплательщику, должностным лицом налогового органа. При существующей тенденции к росту количества электронных документов требование к необходимости подписания документов, направляемых налоговыми органами в электронной форме, электронной цифровой подписью должностного лица, от которого исходит документ, существенно увеличивает нагрузку на линии связи и оборудование налоговых органов, что значительно замедляет прием и обработку документов, что исключает эффективность процедуры электронного документооборота. Вместе с тем, увеличение технических мощностей налоговых органов потребует существенных затрат федерального бюджета.
В этой связи предлагается дополнить статью 31 НК РФ пунктом, согласно которому документы в электронной форме, исходящие от любого должностного лица любого налогового органа, могут быть подписаны одной и той же электронной цифровой подписью, сохраняя при этом их юридическую силу.
Законопроектом предусмотрена отмена обязательного судебного порядка взыскания налогов и сборов с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Анализ судебных дел за 2013 год позволяет сделать вывод о появлении устойчивой тенденции роста текущей задолженности бюджетных учреждений по уплате налогов. Задолженность прошлых лет бюджетными учреждениями также не уплачивается. Основными причинами неуплаты налогов являются отсутствие финансирования в надлежащем объеме и нецелевое расходование бюджетных средств.
Так, в 2013 году арбитражными судами Российской Федерации было рассмотрено 53 тыс. налоговых споров на общую сумму 268 млрд. рублей.
Из них 53% (27,9 тыс. дел) составляют дела по искам налоговых органов о взыскании с бюджетных организаций текущей задолженности по налогам и сборам на общую сумму 2,6 млрд. рублей. Общая сумма взысканной задолженности составила 2,3 млрд. рублей.
В настоящее время взыскание задолженности бюджетных учреждений по налогам производится исключительно в судебном порядке в силу прямого указания, содержащегося в статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное правило согласуется также с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разрешающими обращение взыскания на средства бюджетов только на основании судебного акта.
Необходимо отметить, что законодатель установил судебный порядок взыскания налогов, принимая во внимание особую социальную значимость бюджетных учреждений, с целью предоставления этим организациям гарантий и судебной защиты при взыскании.
Однако за последние годы отчетливо обозначилась тенденция к росту недоимки бюджетных учреждений. При этом в большинстве случаев задолженность по уплате налогов не является спорной.
Вышеизложенное свидетельствует о неэффективности механизма судебного взыскания недоимки бюджетных организаций, представляющего собой излишне формальную административно - судебную процедуру.
Законопроектом предлагается расширить основания для списания безнадежной ко взысканию задолженности, числящейся за налогоплательщиками более 5 лет. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации ситуация свидетельствует о том, что большинство должников перед казной Российской Федерации не имеют финансовых источников не только для погашения требований кредиторов, но и для финансирования судебных расходов по делу о банкротстве.
Масштаб проблемы можно оценить, сравнив количество должников, находящихся в процедурах банкротства (по состоянию на 01.10.2013 - 26,5 тысяч должников), с количеством должников, у которых отсутствуют источники для финансирования судебных расходов (828 тысяч должников с задолженностью в бюджетную систему Российской Федерации в размере 237 млрд. рублей), то есть количество потенциальных банкротов более чем в 31 раз превышает количество действующих дел о банкротстве.
Вместе с тем, в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заявления о признании должника банкротом возвращаются заявителю на основании статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с отсутствием доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Таким образом, все меры, которые налоговые органы могли использовать для урегулирования задолженности данного налогоплательщика, оказываются исчерпанными, т.е. фактически задолженность налогоплательщика по уплате налоговых платежей де-факто становится невозможной к взысканию.
При этом основания, предусмотренные действующей редакцией статьи 59 НК РФ, не позволяют осуществить списание невозможной к взысканию задолженности соответствующей категории налогоплательщиков.
В этой связи предлагается дополнить пункт 1 статьи 59 НК РФ подпунктом 4.2, устанавливающим право налоговых органов списать задолженность налогоплательщиков, в отношении которых невозможно возбудить дело о несостоятельности (банкротстве) в связи с отсутствием доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в случае, когда с даты образования соответствующей недоимки прошло более пяти лет.
В целях исключения случаев необоснованного списания задолженности проектом федерального закона устанавливается 5-ти летний срок, по истечении которого такое списание может быть произведено. В пределах данного срока сохраняется возможность погашения соответствующей задолженности при обнаружении имущества должника.
Предлагаемая законопроектом новая редакция подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ направлена на возможность принятия мер по списанию невозможной к взысканию задолженности, размер которой не позволяет обратиться с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Основанием для указанных мер будет являться вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 вышеназванного Федерального закона, в том случае, если с даты образования указанной недоимки прошло также более пяти лет.
Также законопроектом предусматривается установить возможность налоговых органов признать безнадежной к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2014 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом N 129-ФЗ, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Указанный порядок списания позволит разрешить проблему прироста задолженности не возможной ко взысканию и единовременно "очистить" Единый государственный реестр юридических лиц от фактически недействующих организаций.
Принятие соответствующих поправок позволит списать задолженность в размере порядка 200 млрд. рублей, с последующим исключением из Единого государственного реестра юридических лиц более 800 тысяч "брошенных" юридических лиц, что существенно снизит затраты на администрирование невозможной к взысканию задолженности и повысит актуальность Единого государственного реестра юридических лиц.
Предлагаемые изменения в статью 83 НК РФ позволят усовершенствовать порядок постановки на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица.
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого вновь возникшее юридическое лицо обязано зарегистрировать переход права.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Как показывает практика работы налоговых органов, во многих случаях к моменту представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу вновь созданная в результате реорганизации организация еще не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения имущества, перешедшего к ней в силу универсального правопреемства.
Принимая во внимание, что при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, слияния и присоединения правопреемником является одно юридическое лицо, представляется возможным осуществлять постановку на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего прекратившей деятельности в результате реорганизации российской организации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии со статьей 93 НК РФ установлено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Ответственность за отказ от предоставления налогоплательщиком запрашиваемых документов либо представление их с нарушением установленного срока предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Одновременно статьей 93.1 НК РФ также предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов, запрошенных на основании статьи 93.1 НК РФ, или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Таким образом, из перечисленных норм НК РФ следует, что законодательством разграничена ответственность за непредставление запрашиваемых документов самим налогоплательщиком, и контрагентом или иными лицами о налогоплательщике.
Однако, пунктом 1 статьи 126 и статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное представление документов (сведений) непосредственно налогоплательщиком.
Ответственность за несвоевременное представление сведений, документов о налогоплательщике, запрошенных у контрагента или иных лиц, при наличии в НК РФ ответственности за их непредставление или отказ от представления, не установлена.
В этой связи предлагается внести изменения в абзац первый пункта 2 статьи 126 НК РФ, предусмотрев ответственность контрагентов или иных лиц за несвоевременное представление указанных сведений (документов) о налогоплательщике.
В настоящее время НК РФ не предусмотрена фиксация налоговыми органами хода рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений в порядке, установленном статьей 101 НК РФ, а также акта и других материалов мероприятий налогового контроля в порядке, установленном статьей 101.4 НК РФ.
Вместе с тем, из положений указанных статей следует, что при рассмотрении материалов налоговой проверки, других материалов мероприятий налогового контроля совершаются предусмотренные НК РФ процессуальные действия, в том числе, разъяснение лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их прав и обязанностей, дача лицом, в отношении которого составлен акт (его представителем) объяснений. При этом НК РФ предусмотрено право представления в ходе рассмотрения лицом (его представителем) объяснений при отсутствии представленных в установленном порядке письменных возражений налогоплательщика.
Кроме того, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Совершение указанных действий требует фиксации в установленном порядке, что будет способствовать соблюдению прав и интересов налогоплательщика.
Необходимо отметить, что составление протокола рассмотрения будет не только средством фиксирования хода рассмотрения материалов проверки или иных мероприятий налогового контроля, реализации налогоплательщиком (его представителем) предоставленных прав, но и важным доказательством по делу о налоговом правонарушении, в том числе соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
В связи с изложенным законопроектом предусматривается дополнение статей 101 и 101.4 НК РФ положением, предусматривающим составление протокола проведенного рассмотрения материалов налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля.
С 1 января 2015 года вступят в силу изменения законодательства о налогах и сборах, согласно которым для налогоплательщиков - физических лиц срок уплаты имущественных налогов будет единым - 1 октября, а также будет реализован переход налоговых органов с 2014 года на централизованную технологию печати и рассылки налоговой корреспонденции через ФКУ "Налог - сервис" ФНС России и его филиалы. В связи с изложенным законопроектом предлагается изменить срок представления сведений регистрирующими органами с 1 марта на 15 февраля.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения фактического использования объекта недвижимости при исчислении налога на имущество организаций.
При исчислении налога на имущество организаций в отношении административно-деловых центров и торговых центров налоговая база определяется как кадастровая стоимость таких объектов недвижимости. При этом фактическим использованием объекта в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а в целях размещения торговых объектов признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя их действующих формулировок объект недвижимого имущества, в котором, к примеру, 19% площади используется для размещения офисов, а 19% - для размещения торговых помещений, не попадает под критерии объекта, налогообложения которого осуществляется от кадастровой стоимости. Для сравнения - объект, в котором 21% площади используется только для размещения офисов (или только для размещения торговых помещений), попадает под налогообложение от кадастровой стоимости. Таким образом, нарушается принцип справедливости налогообложения.
Законопроект предусматривает уточнение критериев фактического использования объекта недвижимого имущества путем внесения в ст. 378.2 НК РФ положений о том, что налоговая база как кадастровая стоимость определяется также в отношении объектов, в которых не менее 20% площади суммарно используется для размещения офисных и торговых объектов.
Законопроектом также предлагается внести в главу 31 "Земельный налог" НК РФ изменения, отменяющие обязанность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, самостоятельно исчислять земельный налог и авансовые платежи по налогу, и предусматривающие направление налоговых уведомлений на уплату земельного налога налоговыми органами всем налогоплательщикам - физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям по всем земельным участкам как используемым (предназначенным для использования), так и неиспользуемым в предпринимательской деятельности.
В настоящее время возникновение или отсутствие обязанностей у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по самостоятельному исчислению сумм земельного налога, авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по земельному налогу зависит от целей использования (предназначения для использования) принадлежащего ему земельного участка.
Однако на основании представляемых в налоговые органы налогоплательщиками материалов невозможно сделать вывод о том, что земельные участки, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, предназначены для использования или используются в предпринимательской деятельности.
В тоже время в поступающей в налоговые органы информации от территориальных органов Росреестра содержатся сведения обо всех земельных участках, в том числе предоставленных физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, и о разрешенном использовании Данных земельных участков.
Учитывая изложенное, отмена обязанности по представлению налоговых деклараций по земельному налогу индивидуальными предпринимателями в отношении земельных участков, используемых (предназначенных) для использования в предпринимательской деятельности, позволит уменьшить количество споров и объемы документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, что соответствует принципам проводимой налоговой политики, направленной на создание наиболее комфортных условий уплаты земельного налога для налогоплательщиков. Кроме того, законопроект предусматривает ряд технических поправок, направленных на приведение понятий, содержащихся в НК РФ, к единообразию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.