Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 449195-6 "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о рассмотрении проектов государственных программ субъектов Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации),
внесенный членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.А. Петровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 449195-6 "О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.А. Петровым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляющие возможность законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения данных изменений обосновывается тем, что в статье 11 Федерального закона от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле" аналогичное право предоставлено палатам Федерального Собрания относительно возможности рассмотрения проектов государственных программ Российской Федерации, а также предложений о внесении изменений в такие программы.
Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона "О парламентском контроле" заключения профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по соответствующим проектам, а также рекомендации парламентских слушаний в случае их проведения направляются в Правительство Российской Федерации.
В то же время в законопроекте не установлены возможные правовые последствия рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации проектов государственных программ субъектов Российской Федерации и предложений о внесении изменений в них, а также формы выражения позиции данных органов относительно содержания указанных документов и порядок её учета при утверждении таких программ высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне рамочного правового регулирования данных вопросов или хотя бы упоминания о них может вызвать неопределенность относительно того, какие вопросы законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе будут регламентировать в порядке рассмотрения государственных программ субъектов Российской Федерации и как их позиция по указанным проектам программ должна будет учитываться высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, не понятно, почему в законопроекте аналогичного права не предоставляется представительным органам муниципальных образований относительно возможности рассмотрения муниципальных программ.
Следует отметить, что государственная программа субъекта Российской Федерации и муниципальная программа являются документами стратегического планирования, представляющие собой комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, направленные на наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования. При этом нормы части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается исключительно законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Государственные программы субъекта Российской Федерации и муниципальные программы по сути являются важнейшими документами стратегического планирования, от целей, задач, мер мероприятий, предусмотренных в них, зависит комплексное и устойчивое социально-экономическое субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому полагаем, что в целях повышения юридического статуса, значимости указанных программ, обеспечения их более детального и публичного рассмотрения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также обеспечения баланса полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (представительных органов муниципальных образований) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) в сфере стратегического планирования, полномочия по утверждению таких программ, определению порядка и сроков их рассмотрения и утверждения, следует отнести к компетенции соответственно законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований. Тем более нормами подпункта "г" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта 4 части 10 статьи 35 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования отнесено соответственно утверждение законом субъекта Российской Федерации программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
В то же время в целях обеспечения оперативного и эффективного решения вопросов стратегического планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в перечне полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) необходимо сохранить полномочия по разработке и реализации соответственно государственных программ субъекта Российской Федерации и муниципальных программ, установлению порядка принятия решений о разработке указанных программ, порядка их разработки и реализации, а также критериев ежегодной оценки эффективности реализации таких программ.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект только при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.