Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 440478-6 "О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения порядка проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 440478-6 "О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен во исполнение абзаца четвертого подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2012 г. N Пр-2265, данных Правительству Российской Федерации по итогам совещания по вопросам расширения г. Москвы 14 августа 2012 г.
В соответствии с указанным поручением Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное согласование проектирования, строительства и развития городских и сельских населенных пунктов, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромных территорий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
Следует отметить, что в соответствии с действующей редакцией статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Законопроектом предлагается дать определение термину "приаэродромная территория", привести терминологию статьи в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, уточнить круг лиц, уполномоченных на согласование размещения объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению порядка такого согласования.
В настоящее время порядок согласования строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории собственниками аэродромов не урегулирован, что приводит к возникновению проблем в правоприменительной практике. Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает идею о необходимости закрепления единого порядка согласования размещения объекта капитального строительства в границах приаэродромной территории.
Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
1. Законопроектом предлагается определить приаэродромную территорию как "прилегающий к аэродрому участок земли (акватория), являющийся зоной с особыми условиями использования территории и устанавливаемый в целях обеспечения безопасности полетов и исключения негативного воздействия на здоровье граждан и деятельность юридических лиц".
Вместе с тем, определение приаэродромной территории через понятие "участок земли" не может быть поддержано по следующим основаниям. Во-первых, такой подход не в полной мере соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, согласно статье 6 которого объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Во-вторых, само определение праэродромной территории, являющейся зоной с особыми условиями использования территории, как участка земли не учитывает правовую природу таких зон, суть которых в установлении особых условий и ограничений при использовании земельных участков, расположенных в границах такой зоны. При этом приаэродромная территория может не совпадать с границами существующих земельных участков и не требует отдельного образования земельных участков, границы которых совпадают с границами такой зоны.
Учитывая вышеизложенное, представляется более обоснованным раскрывать содержание понятие "приаэродромная территория" с использованием понятий "территория" или "часть земной поверхности".
2. Пункт 4 статьи 46 ВК РФ в редакции законопроекта предусматривает, что согласование размещения объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по урегулированию только порядка такого согласования. При этом возникают опасения, что вопросы о предмете и объекте такого согласования, этапе, на котором необходимо получать такое согласование, основания для отказа в согласовании останутся неурегулированными.
Более того, по мнению Комитета, указанные вопросы целесообразно урегулировать на законодательном уровне. При этом необходимо иметь в виду следующее.
Законопроект предусматривает согласование размещения объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории. Вместе с тем, в настоящее время предварительное согласование места размещения объекта предусмотрено только Земельным кодексом Российской Федерации как один из способов предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом следует отметить, что Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", которым указанная процедура предварительного согласования места размещения объекта исключается. Кроме того, размещение объектов капитального строительства на том или ином земельном участке в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации может предусматриваться различными документами: например, документами территориального планирования, документацией по планировке территории. Конкретные параметры объекта капитального строительства предусматриваются проектной документацией. При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление на каком-либо из этапов, в том числе при получении разрешения на строительство, документа о согласовании размещения объекта в границах приаэродромной территории.
Из части 3 новой редакции статьи 46 ВК РФ следует также, что согласование размещение объектов требуется как для проектирования, так и для строительства и реконструкции таких объектов. В связи с чем возникает вопрос, являются ли эти согласования разными, требуется ли получение согласования размещения объекта на стадии строительства, в случае, если предварительно оно было согласовано на стадии проектирования объекта.
Соответственно, возникает правовая неопределенность в вопросе о том, на какой стадии и что именно необходимо согласовывать.
3. В дополнительном обсуждении нуждается положение законопроекта о согласовании размещения объекта на приаэродромной территории в случае если осуществляется реконструкция указанного объекта, учитывая, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией объектов капитального строительства понимается не только изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), но и замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.