Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 522836-6 "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование регламентации сбросов сточных вод в водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации определяется, что на водных объектах, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Границы зон санитарной охраны вокруг водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения устанавливаются в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В тоже время Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (САНПИН 2.1.4.1110-02), которые определяют меры, обеспечивающие защиту источников питьевого водоснабжения, границы зон санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 1.5 указанных правил зоны санитарной охраны объекта организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В соответствии с действующими правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (САНПИН 2.1.4.1110-02) полный запрет сброса сточных вод действует в границах первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Что касается второго пояса зоны санитарной охраны, то в соответствии с пунктом 3.3.3.4 указанных правил в границах данного пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
Таким образом, имеется колллизия между нормами указанных САНПИНов и Водным кодексом РФ, потому что нормы САНПИНов допускают сброс сточных вод, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в то время как положения статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации полностью запрещают сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, расположенные в зонах санитарной охраны, без разграничения режима в зависимости от пояса зоны санитарной охраны.
При этом нельзя считать, что приведенные нормы СанПиН конкретизируют или дополняют 44 статью Водного кодекса РФ, а не противоречат ей, поскольку в статье 44 Водного кодекса РФ не указано, что запрет на сброс сточных вод может быть частично снят при определенных условиях и с соблюдением санитарных правил и норм. Зато для установления дополнительных запретов на сброс сточных вод подобная отсылка существует в части 4 статьи 44 Водного Кодекса РФ, так, сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.Территории санитарных зон распространяются на многие километры вверх по течению от водозаборов, поэтому ограничения по сбросу сточных вод касаются большого числа водопользователей, что негативно отражается на размещении новых производств, хозяйственная деятельность которых обусловлена сбросом сточных вод в экономически обоснованной близости от водных объектов, реализации инвестиционных проектов. Это препятствует развитию бизнеса и данных территорий, ущемляет права хозяйствующих субъектов, ограничивает хозяйственную деятельность в стране и вредит местным и федеральному бюджету, лишая их дополнительных источников пополнения в виде налогов.
Поддержание поверхностных и подземных вод, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны, в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации.
Представляется целесообразным установить требование о полном запрете сброса сточных вод только для водных объектов, расположенных в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а для водных объектов, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, запретить сброс сточных вод, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Также предлагается признать утратившей силу статью 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" разрешающую сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" только хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, т.к. в случае принятия указанных изменений в ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации она теряет свою актуальность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.