Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 524676-6 "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 24-П (далее - Постановление).
Постановлением взаимосвязанные положения части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они лишают лицо, уголовное преследование которого прекращено на досудебной стадии уголовного судопроизводства вследствие принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, возможности обжалования в судебном порядке законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования этого лица актов органов дознания и предварительного следствия, в том числе фиксирующих выдвинутые подозрения, обвинения в инкриминируемом ему деянии, а в случае установления их незаконности и необоснованности - возможности признания за ним права на реабилитацию.
В целях приведения положений УПК РФ в соответствие с названной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом предлагается УПК РФ дополнить новой статьей 125.1, которая предусматривает, что при проверке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии с частью второй статьи 24 УПК РФ, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, судья проверяет не только законность и обоснованность данного решения, но и законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого и применения мер процессуального принуждения по данному уголовному делу.
При этом по ходатайству стороны или по собственной инициативе суд наделяется правом исследовать в судебном заседании по правилам, установленным главой 37 УПК РФ, имеющиеся в уголовном деле доказательства, свидетельствующие о фактических обстоятельствах дела.
Указанное положение законопроекта устанавливает в УПК РФ механизм проверки в судебном порядке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования актов органов дознания и предварительного следствия в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также обеспечивает возможность отмены указанных решений в случае признания их незаконными.
Внесение изменений в иные положения УПК РФ законопроектом не предполагается с учетом следующего.
Устранение преступности и наказуемости деяния новым уголовным законом исключает возможность продолжения производства по уголовному делу в обычном порядке, как это предусмотрено частью второй статьи 27 УПК РФ в отношении ряда случаев, когда подозреваемый или обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела.
В связи с этим исключена возможность дополнения УПК РФ положением, предусматривающим прекращение уголовного преследования или уголовного дела в связи с принятием нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, исключительно с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии со статьей 213 УПК РФ следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование или уголовное дело (часть четвертая), а также указывает порядок обжалования данного постановления (пункт 10 части третьей).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 10 части третьей" следует читать "пункт 10 части второй"
Названные положения обеспечивают право лица на обжалование принятого в отношении него решения о прекращении уголовного преследования в связи с принятием нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния.
Действующая редакция статьи 133 УПК РФ предусматривает право лица на реабилитацию в случае прекращения уголовного преследования или уголовного дела по реабилитирующим основаниям, не связанным с принятием нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния.
В случае отмены незаконного постановления о прекращении уголовного преследования или уголовного дела в связи с принятием нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, и прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям следователь или прокурор в соответствии со статьей 212 УПК РФ обязаны принять предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица.
В связи с этим внесение изменений в статью 133 УПК РФ не требуется.
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация будущего закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Перечень
правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.