Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект) направлен на повышение безопасности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. При этом Законопроектом не вводятся какие-либо дополнительные административные барьеры для лиц, осуществляющих строительство, которые могут повлиять на срок строительства объекта, а лишь уточняются определенные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются меры повышенной ответственности в случае неоднократного игнорирования законных предписаний, уточняется состав некоторых административных правонарушений, по отдельным правонарушениям увеличивается размер ответственности, уточняются отдельные положения, направленные на информационное взаимодействие органов государственного строительного надзора с саморегулируемыми организациями, а также решается ряд иных актуальных вопросов в сфере государственного строительного надзора.
Положения Законопроекта были выработаны на основании общего анализа практики осуществления государственного строительного надзора и при участии представителей органов государственного строительного надзора 74 субъектов Российской Федерации (по итогам Межрегиональной конференции руководителей органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации, состоявшейся 2 - 4 октября 2013 года).
Так, одним из наиболее частых нарушений в строительстве является строительство без разрешения на строительство. При этом в компетенцию органов государственного строительного надзора не входит надзор за объектами, в отношении которых не требуется экспертиза проектной документации, в том числе:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон (за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами).
Следует отметить, что к таким объектам зачастую относятся офисы, магазины, иные объекты массового пребывания людей.
Таким образом, необходимо констатировать, что указанные объекты в настоящее время не входят в сферу государственного строительного надзора, что влечет за собой отсутствие должного контроля, грубые нарушения, допускаемые при строительстве, а также иные негативные последствия.
В целях решения указанных проблем Законопроектом предлагается наделить органы государственного строительного надзора правом проведения проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется, при поступлении в указанные органы информации о нарушениях при строительстве, реконструкции таких объектов.
Законопроектом также предлагается наделить органы государственного строительного надзора правом на обращение в суд с требованием о прекращении действия выданного такому лицу свидетельства о допуске к определенному виду работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае неоднократного невыполнения предписаний органов государственного строительного надзора.
Законопроектом предусматривается дополнительное основание для отказа в течение одного года в приеме в члены саморегулируемой организации (далее - СРО) лиц, грубо нарушивших требования технических регламентов, в том числе, если такие нарушения повлекли за собой причинение вреда, а также в случае, если заявление о принятии в члены СРО подано до истечения одного года со дня принятия решения о прекращении действия свидетельства о допуске к указанному в заявлении виду работ.
Законопроектом устанавливается, что в случае прекращения действия свидетельства о допуске к определенному виду работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 6 ч. 16 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, свидетельство о допуске к указанным видам работ не подлежит выдаче в течение одного года со дня принятия решения о прекращении действия такого свидетельства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п.п. 3 и 6 ч. 16 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует читать "п.п. 3 и 6 ч. 15 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Законопроектом предусматривается дополнительное основание для приостановления действия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства - нарушение членом СРО требований технических регламентов и проектной документации, установленное актом проверки органа государственного строительного надзора.
В целях оптимизации проведения органами государственного строительного надзора проверок выполнения требований ч.ч. 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 54 данного Кодекса) Законопроектом предлагается дополнить государственный реестр СРО сведениями о дате принятия решения о приеме в члены СРО, прекращении членства в СРО и об основаниях исключения из членов СРО, а также о датах принятия решений о прекращении, возобновлении и приостановлении действия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности осуществляется почти во всех субъектах Российской Федерации. В связи с необходимостью учета случаев причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства от градостроительной деятельности, а также анализа нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в результате которых был причинен указанный вред, Законопроектом предусматривается, что заключение по итогам установления причин нарушения законодательства, предусмотренное ч. 6 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который ведет учет указанных случаев и осуществляет анализ указанных нарушений.
Ввиду того, что работы по консервации объекта капитального строительства не относятся к строительству или реконструкции объекта, а при консервации нередко нарушаются требования технических регламентов, Законопроектом вносятся изменения в часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространяющие ответственность за совершение указанных нарушений при осуществлении работ по консервации объекта капитального строительства.
За повторное нарушение требований технических регламентов и проектной документации, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства Законопроектом предусматривается наказание в виде дисквалификации на срок до одного года.
Законопроектом предусматривается увеличение размеров штрафов за нарушение порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию и за выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к указанным видам работ.
Законопроектом предлагается наделить органы государственного строительного надзора правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть при выявлении случаев ведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ. Необходимость внесения указанных изменений связана с тем, что такого рода правонарушения выявляются именно в ходе проведения государственного строительного надзора, а не при осуществлении государственного надзора за деятельностью СРО.
Поскольку соблюдение минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не является предметом государственного строительного надзора, Законопроектом предлагается право на рассмотрение дел об указанных правонарушениях, то есть по ч.ч. 2 и 3 ст. 9.5.1, предоставить федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, принятие Законопроекта позволит в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, окажет благотворное влияние на развитие строительной отрасли без установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять на увеличение срока строительства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.