Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" разработан с целью запрещения размещения рекламы на платежных документах, предназначенных для оплаты коммунальных услуг.
Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованных неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Сегодня информационное пространство перенасыщено различного вида рекламой: наружной, звуковой, рекламой в СМИ, в печатных изданиях и др. Много жалоб поступает от граждан по поводу засилья рекламной информации на платежных документах, предназначенных для оплаты коммунальных услуг и содержания жилого помещения.
В соответствии с п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем. В п. 69 указанных Правил перечисляются сведения и информация, которая должна быть указана в платежном документе. Помимо информации о зачислениях там могут содержаться другие сведения, подлежащие включению в платежные документы в соответствии с Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Рекламная информация к таким сведениям не относится.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Рекомендовано применять платежный документ для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, а также для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг.
Так, в платежных документах должны быть указаны следующие сведения:
- сведения о плательщике и исполнителе услуг;
- информация для внесения платы получателю платежа (наименование получателя, реквизиты и т.д.);
- расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
- справочная информация (нормативы потребления коммунальных услуг, показания приборов учета, суммарный объем коммунальных услуг);
- сведения о перерасчетах, о задолженности;
- расчет суммы к оплате;
- уведомление о сроках и порядке снятия показаний приборов учета, последствиях несанкционированного вмешательства в их работу;
- сроки хранения платежного документа;
- сроки и способы внесения платы, последствия нарушения этих сроков.
Часто в целях экономии печатного места именно для размещения рекламы, вся вышеуказанная информация, которая является обязательной, печатается самым мелким шрифтом, и оказывается нечитаемой для некоторых категорий граждан, например, пенсионеров, людей с нарушением зрения.
Имеется и судебная практика по вопросу размещения рекламной информации на платежных документах. Суды признают такую рекламу ненадлежащей и противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг. Однако, не каждый гражданин в состоянии обращаться в судебные органы с таким заявлением. Необходимо законодательно урегулировать данный вопрос, во избежание подобных спорных ситуаций.
В связи с изложенным, данным законопроектом предлагается запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение законодательства Российской Федерации в сфере рекламы влечет за собой гражданско-правовую и административную ответственность.
Предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства о рекламе, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере рекламы, осуществляет в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ и ст. 36 Закона N 38-Ф3 федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.