Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 528097-6 "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующей редакции части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) погашение или снятие судимости за ранее совершенное преступление аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. При этом в соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания", суды не должны учитывать в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого данные, свидетельствующие о наличии у него погашенных или снятых в установленном порядке судимостей, которые также не могут учитываться при решении вопроса о наличии в содеянном рецидива преступлений (статьи 18, 68 УК РФ).
Таким образом, лицо, вновь совершившее преступление при наличии снятой или погашенной судимости, считается с правовой точки зрения впервые совершившим преступление.
Однако федеральным законодательством Российской Федерации установлены некоторые исключения из указанного правила, направленные на предотвращение совершения новых преступлений и служащие общим целям и задачам уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Так, например, назначение вида исправительного учреждения вновь совершившему преступление лицу производится с учетом факта отбывания наказания в местах лишения свободы в прошлом, в том числе за пределами сроков судимости (пункты "б", "в" части первой статьи 58 УК РФ).
Кроме того, сам факт наличия снятой или погашенной судимости, по сути, не может свидетельствовать о том, что ее вообще не было. При этом факты совершения отдельных преступлений, отбывания наказания, и равно наличия судимости в прошлом могут быть несовместимы с особенностями некоторых видов трудовой деятельности. Так, статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются.
Одновременно в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (статьи 127, 146) лица, относящиеся к указанной категории, не имеют права выступать в качестве усыновителей или опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
Соответствующие ограничение предусмотрено также пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции", согласно которому не может находиться на службе в полиции сотрудник в случае его осуждения за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличия судимости, в том числе снятой или погашенной.
Аналогичные ограничения предусмотрены также и рядом иных федеральных законов, например, Федеральным законом от 26 июня 1992 г. N 3121-I "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" следует читать как "3132-I"
Следует отметить, что предлагаемое законопроектом изменение не противоречит конституционно-правовым позициям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы".
С учетом изложенного целесообразно часть шестую статьи 86 УК РФ дополнить указанием на возможность установления исключения из данной нормы в соответствии с федеральным законом, устранив тем самым ее императивный характер, допускающий возможность неверного толкования рассматриваемого законодательного предписания в его действующей редакции.
Предлагается изложить часть 6 статьи 86 УК РФ в следующей редакции:
"6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой необходимость внесения изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.