Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 528435-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" разработан в целях предотвращения нарушений правовых режимов использования земель в границах территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Необходимость данного законопроекта вызвана частыми случаями нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия, связанными с осуществлением юридическими и физическими лицами незаконного строительства или иной хозяйственной деятельности, не предусмотренной режимами использования территории объектов культурного наследия.
Наиболее известны факты незаконной застройки земельных участков в границах территорий достопримечательного места "Бородинское поле и памятники на нем", Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское", Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово Поле", Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", музея-усадьбы "Архангельское".
В результате подобных действий искажается визуальное восприятие отдельных объектов культурного наследия, нарушаются композиционно-видовые связи (панорамы) в границах территорий ансамблей и достопримечательных мест, а в ряде случаев такие действия приводят к разрушению памятника или утрате им историко-культурной ценности.
Причинами подобных нарушений со стороны собственников земельных участков часто являются решения, принятые органами местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков для дальнейшего жилого и промышленного строительства, и выдача ими разрешений на строительство. Данные решения в свою очередь принимаются ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об утвержденных границах территории объектов культурного наследия, режимах использования земельных участков в указанных границах и связанных с ними ограничениях на строительство и хозяйственную деятельность.
Наряду с этим отсутствие у потенциальных застройщиков необходимой информации об установленных ограничениях хозяйственной и градостроительной деятельности на указанных территориях влечет за собой невозможность объективной оценки инвестиционной привлекательности проектов и приводит к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
Изменения в Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" направлены на совершенствование механизмов учета сведений о территориях объектов культурного наследия, а также обеспечение заинтересованных лиц исчерпывающей и достоверной информацией о правовых режимах использования земельных участков в их границах, что является необходимым условием для соблюдения гражданского законодательства при обороте земельных участков, повышения эффективности их использования.
В целях урегулирования указанных проблем часть вторая статьи 1, статьи 10 и 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предлагается дополнить положениями, устанавливающими, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориях объектов культурного наследия, а также определяющими состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия.
Указанными дополнениями предусматривается обязательность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориях объектов культурного наследия, а также определяется их состав и сроки внесения.
В состав необходимых сведений о территориях объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры), вносимых в государственный кадастр недвижимости, включаются в том числе сведения об их индивидуальном обозначении, местонахождении, наименовании и реквизитах органов государственной власти или органов самоуправления, принявших решения об их установлении или изменении, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в границах территорий объектов культурного наследия.
Законопроектом вносится изменение в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предусматривающее исключение из статьи 33 Закона, устанавливающей перечень мероприятий, относящихся к государственной охране объектов культурного наследия, положения о выдаче в случаях, установленных Законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Изменение вносится в связи с избыточностью данной нормы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" потребует внесения соответствующих изменений в приказ Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.