Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 529626-6 "О налоговом консультировании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О налоговом консультировании" (далее - законопроект) направлен на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.
Характерной особенностью законопроекта является то, что он охватывает консультирование по вопросам применения положений не только законодательства о налогах и сборах, но и иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы Российской Федерации.
Законопроект вводит в Российской Федерации институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. В настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учёта, составлению налоговых расчётов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера и связано, главным образом, с однократным декларированием доходов, разовой самостоятельной уплатой налогов или получением налоговых вычетов, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового.
Данные обстоятельства порождают недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, что приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.
Введение института налогового консультирования призвано решить данную проблему.
Крайне важным является добровольный характер деятельности по налоговому консультированию. Законопроектом предусмотрено, что отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг. В то же время наличие у налогового консультанта или налоговой консультации такого статуса является для налогоплательщика дополнительной гарантией качества услуг и защитой от возможного ущерба. При этом законопроектом гарантируется тайна налогового консультирования.
Гарантия качества услуг по налоговому консультированию обеспечивается ведением государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, включение в который возможно только при выполнении налоговым консультантом требований к профессиональному уровню, регулярному прохождению контроля качества работы, систематическому повышению квалификации.
Возмещение консультируемому лицу имущественного вреда, причинённого ему вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг реализуется через механизм саморегулирования деятельности налоговых консультантов, налоговых консультаций, предусматривающий, в том числе, имущественную ответственность членов саморегулируемых организаций налоговых консультантов.
Государственный контроль за деятельностью налоговых консультантов, налоговых консультаций заключается в ведении государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, а также в проведении проверок контроля качества работы налоговых консультантов, налоговых консультаций, саморегулируемых организаций налоговых консультантов. Функции по государственному контролю возложены законопроектом на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления налогового консультирования предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из представителей государственных органов, саморегулируемых организаций налоговых консультантов, а также независимых представителей.
Принятие и реализация законопроекта позволит существенно повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, что будет способствовать формированию современной и качественной налоговой системы в Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О налоговом консультировании"
Принятие федерального закона "О налоговом консультировании" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О налоговом консультировании"
Принятие федерального закона "О налоговом консультировании" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.