Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 529922-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" разработан с целью устранения правовой коллизии, выявленной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447, а также уточнения социальных гарантий гражданам, переселяющимся на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО).
Верховный Суд Российской Федерации признал противоречащим Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО) и, следовательно, недействующим пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами ЗАТО.
Данным законопроектом устанавливается, что на территории ЗАТО осуществляется государственная поддержка граждан путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО при соблюдении ряда условий. Одним из таких условий является отсутствие у граждан и членов их семей жилых помещений за границами данного ЗАТО. Таким образом, устраняется выявленная Верховным Судом Российской Федерации правовая коллизия: ограничение права граждан на получение государственной поддержки в виде решения вопросов их переселения из ЗАТО устанавливается федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации.
При этом следует отметить, что предоставление гражданам, переселяющимся из ЗАТО, социальной выплаты для приобретения ими жилого помещения на новом месте жительства осуществляется с целью обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций или объектов, предусмотренных статьей 1 Закона о ЗАТО, а не улучшения их жилищных условий. В случае переселения из ЗАТО граждан, имеющих за границами ЗАТО жилые помещения, размер которых меньше нормы предоставления жилых помещений, они вправе на новом месте жительства на общих основаниях встать на учет для улучшения своих жилищных условий.
Согласно законопроекту при переселении граждан из ЗАТО государственная поддержка (с учетом условий особого режима в ЗАТО) осуществляется в отношении граждан, соответствующих совокупности требований:
1) постоянное проживание на территории ЗАТО;
2) прекращение гражданами трудовых (служебных) отношений с организациями, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия в уставном капитале которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального образования составляет не менее 50 процентов, расположенными на территории ЗАТО;
3) наличие у граждан стажа работы в указанных организациях не менее 15 лет;
4) отсутствие у граждан жилых помещений за границами данного ЗАТО.
Первое и четвертое из указанных требований распространяются также на членов семей граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Указанная государственная поддержка осуществляется также в отношении постоянно проживающих на территории ЗАТО и не имеющих жилых помещений за его границами граждан, признанных инвалидами вследствие увечья, связанного с производством в указанных организациях, а также членов семей работников, погибших в результате несчастного случая на производстве в указанных организациях или членов семей граждан, умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей в указанных организациях.
Социальная выплата гражданам, переселяющимся из ЗАТО, для приобретения ими жилых помещений на новом месте жительства предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Нормы Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, позволят гарантировать соблюдение установленного на федеральном уровне порядка обеспечения переселяющихся граждан жильем и уменьшить долю нарушений со стороны органов местного самоуправления при решении вопросов постановки на учет и предоставления жилья при переселении граждан из ЗАТО. В конечном счете это приведет к уменьшению количества граждан, состоящих на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения при переселении из ЗАТО, и увеличению доли граждан, получивших возможность приобрести жилые помещения при переселении из ЗАТО, относительно общего количества граждан, состоящих на данном учете.
Законопроектом установлены полномочия органов местного самоуправления ЗАТО по ведению учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Органы местного самоуправления ЗАТО за счет средств местных бюджетов осуществляют оплату стоимости проезда граждан, получивших социальную выплату, и членов их семей до нового места жительства и стоимости провоза домашнего имущества. Дополнительные расходы бюджетов ЗАТО на указанные цели компенсируются за счет дотаций из федерального бюджета, связанных с режимом безопасного функционирования.
Учитывая, что средства на переселение граждан из ЗАТО предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете ежегодно, реализацию предложенного законопроектом механизма целесообразно осуществлять с начала очередного финансового года, в связи с чем законопроектом предусматривается, что изменения в Закон о ЗАТО вступают в силу с 1 января 2015 г.
Финансово-экономическое обоснование принимаемых решений в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
В настоящее время в 37 из 42 закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), за исключением г. Краснознаменска и пос. Звездный городок Московской области, г. Железногорска Красноярского края, г. Радужного Владимирской области и г. Сарова Нижегородской области, осуществляется обеспечение жильем граждан, выезжающих на постоянное место жительства за пределы ЗАТО.
Общее количество жителей в 37 ЗАТО составляет 1010653 человек. Если принять средний количественный состав одной семьи равным трем, в ЗАТО проживает 337 тыс. семей.
По данным Минфина России, на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем при переселении состоит 22338 семей, что составляет 6,6% от общего количества семей, проживающих в ЗАТО.
В 2013 году жильем при переселении из ЗАТО обеспечена 371 семья (1,7% от состоящих на учете). Расходы бюджетов ЗАТО на переселение граждан в 2013 году составили 613515,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 598827,9 тыс. рублей (97,6% от общих расходов), за счет средств местного бюджета 14687,5 тыс. рублей (2,4%).
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета, поскольку не повлечет увеличения количества ежегодно принимаемых на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения при их переселении из ЗАТО на новое место жительства.
Законопроект позволит реализовать государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323, в части мероприятия 1.1 "Переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований" подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России".
В соответствии с указанной государственной программой Российской Федерации ежегодно должно быть обеспечено государственными жилищными сертификатами около 300 семей, состоящих на учете, на общую сумму 500860 тыс. рублей, таким образом, средняя стоимость государственного жилищного сертификата не превысит 1,76 млн. рублей. Соответствующие средства предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" предусматривается следующее.
1. Признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N 1158 "О мерах по социальной защите населения, проживающего и работающего в закрытых административно-территориальных образованиях";
постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам".
Признание указанных нормативных правовых актов утратившими силу направлено на недопущение коллизии норм действующего законодательства и обеспечение его единообразного применения.
Предлагаемый подход позволит обеспечить законодательное регулирование вопросов, связанных с обеспечением жильем граждан, переселяющихся на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), в соответствии с принимаемым законопроектом.
Плановый срок подготовки соответствующих актов Правительства Российской Федерации - IV квартал 2014 г.
Головным исполнителем по разработке проектов указанных актов является Министерство регионального развития Российской Федерации.
2. Внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 232 "Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Изменения в указанные нормативные правовые акты вносятся в целях приведения их в соответствие с принимаемым законопроектом.
Согласно предполагаемым изменениям граждане, переселяющиеся из ЗАТО и претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения на новом месте жительства, включаются в качестве отдельной категории граждан в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Новый механизм переселения граждан из ЗАТО предполагает единый подход к вопросам предоставления жилья гражданам за счет средств федерального бюджета, адресность государственной поддержки, самостоятельность граждан в определении места жительства, исключение направления бюджетных средств в незавершенное долевое строительство, оптимизацию списков граждан, состоящих на учете для переселения из ЗАТО.
Обеспечение жильем указанных граждан и их семей осуществляется в виде предоставления им за счет средств федерального бюджета социальных выплат, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, для приобретения жилых помещений за границами ЗАТО.
Плановый срок подготовки соответствующих актов Правительства Российской Федерации - IV квартал 2014 г.
Головным исполнителем по разработке проектов указанных актов является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3. Издание приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об утверждении порядка принятия на учет и ведения учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.
Согласно положениям принимаемого законопроекта принятие на учет и ведение учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО, должно осуществляться с соответствии с определенным порядком.
Издание указанного приказа позволит установить единый порядок учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО.
Плановый срок подготовки соответствующего приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - IV квартал 2014 г.
Головным исполнителем по разработке проекта указанного приказа является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
Не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, принятие федеральных законов в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан".
Не предусматривается внесение изменений в иные, помимо названного, федеральные законы в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.