Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 535567-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Поручения Президента Российской Федерации N Пр-3086 п. 1.28 и пункта 4 Плана по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года.
Законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании приобретения патента.
В связи с этим законопроектом предлагается замена механизма квотирования при привлечении к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту.
Единая унифицированная правовая форма и процедура получения разрешения на работу иностранными гражданами предполагает не только единые основания для приобретения правового статуса трудовым мигрантом, но и общий необходимый комплекс организационно-правовых мер. Данные меры направлены на формирование в каждом субъекте Российской Федерации целостной политики развития рынка труда, с учетом прогнозов социально-экономического развития территории, корректируемого ежегодно. С учетом состояния регионального рынка труда, обеспечения трудовых прав граждан Российской Федерации и условий социального благополучия и безопасности применительно к каждому конкретно субъекту Российской Федерации.
Оформление патента предлагается предусмотреть только в случае обращения иностранного гражданина, указавшего в миграционной карте при пересечении Государственной границы Российской Федерации цель визита - "работа".
Заявление о получении патента иностранный гражданин должен подать в течение тридцати дней со дня его въезда на территорию Российской Федерации. Нарушение указанного срока влечет отказ в приеме заявления иностранного гражданина о выдаче патента.
Устанавливаются обязательные единые требования, дающие основания для получения патента. Обязанность иностранного гражданина представить в территориальный орган ФМС следующие документы:
1) заявление о выдаче патента;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) медицинского страхования, либо копия договора о предоставлении платных медицинских услуг.
5) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися в субъекте Российской Федерации, где данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность;
7) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
8) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Полис добровольного медицинского страхования, как обязанность иностранного гражданина и обязательное условие для получения патента, обеспечит не только снятие затрат с бюджета на оказание медицинской помощи, но и сформирует контроль страховых кампаний за достоверностью информации о состоянии здоровья при выдаче первичных справок. Дополнительным условием в обеспечении контроля за достоверностью, документов, представляемых иностранным гражданином, является территориальный принцип, а именно оформление документов на территории субъекта, в котором осуществляется выдача патента. Данная мера важна для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности жизни и здоровья граждан.
Условия проживания, место регистрации, как и другие сведения, вносятся в единую электронную базу данных ФМС, что предполагает постоянный текущий контроль и меры реагирования в случае формирования "резиновых квартир" и фиктивной регистрации.
Стоимость патента является прямым фактором экономического регулирования, обеспечивающим дифференцированный подход субъектов Российской Федерации к решению вопроса о стоимости патента. Общий размер стоимости патента в размере 1 тыс. рублей, индексируется на коэффициент дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый законом субъекта Российской Федерации, отражающий региональные особенности рынка труда.
В течение 10 дней с момента подачи всего пакета документов и проведения необходимых проверочных мероприятий ФМС выдает патент или мотивированно отказывает в выдаче патента.
Единая унифицированная форма патента, выдаваемая территориальными органами ФМС, является единственным основанием для осуществления трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации иностранным гражданином.
Осуществление трудовой деятельности, найм на работу иностранного гражданина без наличия трудового патента, установленного образца, влечет ответственность и самого иностранного гражданина и работодателя.
После выдачи патента устанавливается процедура контроля за реализацией патента.
Законопроектом закрепляется обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг) уведомлять подразделения ФМС России, органы занятости субъектов Российской Федерации и налоговые органы о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранным работником.
Данная процедура позволяет регулировать вопросы конфликта между работодателем и иностранным работником, а также обеспечивать меры по аннулированию патента.
В соответствии с действующими нормами на ФМС уже возложена обязанность по контролю за соблюдением условий труда мигрантами.
В свою очередь, на ФМС России возлагается обязанность об уведомлении работодателей или заказчиков работ (услуг) об аннулировании выданных иностранным гражданам патентов. Одновременно с этим, информация о выданных и аннулированных патентах будет размещаться в информационных системах общего пользования.
Законопроектом устанавливается обязательная сокращенная процедура реагирования специально уполномоченных лиц на факты нелегальной миграции.
В этих целях законопроектом предусматривается специальный порядок рассмотрения обращения в форме электронного документа по фактам нелегальной миграции, в соответствии с которым такое обращение должно сопровождаться обязательным проведением в течение 10 дней проверочных мероприятий органами миграционного учета, о результатах которых в течение 15 дней письменно необходимо сообщать гражданину, обратившемуся за помощью. Данные положения распространяются и на обращения самих иностранных граждан.
Законопроектом предусматривается обязательное включение в прогнозы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утверждаемые законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации, обоснования потребности в привлечении мигрантов.
На основании указанного прогноза высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть принято решение о приостановлении (прекращении) выдачи патентов.
На Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по осуществлению мониторинга за состоянием рынка труда в регионах и реализацией политики в сфере миграции. Правительство Российской Федерации также наделяется правом приостанавливать (прекращать) выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации.
Одновременно с этим субъектам Российской Федерации предоставляется право ввести запрет на привлечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, по отдельным видам экономической деятельности.
В части регулирования режима временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, прибывших в порядке, не требующем получения визы, и оформивших патент, законопроектом предусматривается продление срока временного пребывания таким иностранным работникам случае уплаты им налогов и поступления информации о заключении трудового договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда в Российскую Федерацию.
Полагаем, что в случае принятия предлагаемых изменений будет обеспечен системный подход в реализации миграционной политики с применением унифицированных требований и дифференцированным учетом перспектив развития регионального рынка труда, приоритетный порядок трудоустройства граждан Российской Федерации, обеспечена защита прав и законных интересов трудовых мигрантов и защита национального рынка труда, снижены административные барьеры, определены предпосылки для увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, а также сведены к минимуму коррупционные риски в сфере привлечения и использования трудящихся иностранных граждан.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение действующих или принятие новых федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.