Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа" подготовлен во исполнение пункта 2 Комплекса мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 31 января 2013 г. N 395п-П9 относительно создания возможности исключения из тарифа на воздушную перевозку расходов, связанных с перевозкой багажа при его отсутствии.
Согласно статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или уполномоченному лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 (далее - Правила) установлено, что за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф.
При этом согласно пункта 7 Правил, в пассажирский тариф в числе прочего включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, обработку багажа пассажира в пределах нормы бесплатного провоза багажа.
Размер платы за перевозку бесплатной нормы багажа в общем объеме платы за пассажирскую перевозку можно представить как долю бесплатного багажа в общем объеме пассажирской коммерческой загрузки, в зависимости от типа воздушного судна, продолжительности полета воздушного судна, а также пассажирооборота на каждом конкретном маршруте, а также сборов каждого конкретного аэропорта за обработку багажа.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 103 Воздушного кодекса Российской Федерации в части установления возможности исключения из договора воздушной перевозки условия о наличии нормы провоза пассажиром багажа без взимания дополнительной платы. При этом у пассажира сохраняется право на бесплатную перевозку ручной клади. В данной связи законопроектом также предусмотрено внесение изменений в приказ Минтранса России "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, в части конкретизации содержания понятий "ручная кладь" и "вещи, находящиеся при пассажире".
Согласно проведенному анализу международной практики воздушных перевозок пассажиров и багажа существует два подхода установления нормы бесплатного провоза багажа - "piece concept", в рамках которого норма бесплатного провоза багажа пассажиром определяется исходя из количества мест багажа при каждом пассажире, и "weight concept", в рамках которого норма бесплатного провоза багажа не должна превышать определенного веса и зависит от типа воздушного судна.
С целью нивелирования рисков, связанных с применением российскими и иностранными перевозчиками различных подходов к расчету допустимого для бесплатной перевозки количества багажа при пассажире при стыковках рейсов российских перевозчиков с иностранными в рамках единой пассажирской перевозки, законопроектом предлагается установить альтернативные способы определения нормы бесплатного провоза багажа (не менее двух мест либо десяти килограмм багажа), а также возможность комбинирования данных способов.
Кроме того, законопроектом предусмотрено право перевозчика на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с отказом пассажира оплатить провоз багажа.
Реализация законопроекта создает условия для формирования и оперирования сегмента низкобюджетных ("low cost") авиакомпаний, а также позволяет авиакомпании формировать более широкую линейку тарифов по перевозке пассажиров за счет предложения различных условий по перевозке багажа пассажира.
Экономия авиакомпании будет связана с частичным отказом от расходов на обеспечение процессов регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа пассажиров. В настоящее время аэропортами устанавливается тариф за обслуживание пассажиров, который включает, в том числе и обработку багажа. Средний тариф за обслуживание пассажиров в аэропортах Российской Федерации на внутренних воздушных линиях составляет 221 рубль. В среднем до 20% указанного тарифа связано с обработкой багажа.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа" не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа"
Принятие - проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для реализации законопроекта потребуется:
1) Утверждение приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", в том числе с целью инкорпорации положений, содержащихся во Временном порядке установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанных с ними работ и услуг на внутренних воздушных линиях (утвержденного Госкомцен и Минтрансом России от 19 февраля 1993 г. N 01-55/306-15, 1-ц).
Цель утверждения приказа - реализация положений законопроекта.
Срок подготовки приказа - 3 месяца со дня принятия законопроекта.
Предмет правового регулирования приказа - правоотношения по формированию и применению багажного тарифа.
Содержание приказа - внесение изменений в правила формирования и применения тарифа на регулярные воздушные перевозки багажа.
Головной исполнитель по разработке указанного приказа - Минтранс России.
2) Утверждение приказа Минтранса России "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, в том числе с целью инкорпорации положений, содержащихся во Временном порядке установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанных с ними работ и услуг на внутренних воздушных линиях (утвержденного Роскомцен и Минтрансом России от 19 февраля 1993 г. N 01-55/306-15, 1-ц), а также в целях конкретизации содержания понятий "ручная кладь" и "вещи, находящиеся при пассажире".
Цель утверждение приказа - реализация положений законопроекта.
Срок подготовки приказа - 3 месяца со дня принятия законопроекта.
Предмет правового регулирования приказа - правоотношения по воздушной перевозке багажа.
Содержание приказа - внесение изменений в правила воздушной перевозки багажа.
Головной исполнитель по разработке указанного приказа - Минтранс России.
3) Утверждение приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок".
Цель утверждения приказа - реализация положений законопроекта.
Срок подготовки приказа - 3 месяца со дня принятия законопроекта.
Предмет правового регулирования приказа - правоотношения по воздушной перевозке багажа.
Содержание приказа - внесение изменений в правила воздушной перевозки багажа.
Головной исполнитель по разработке указанного приказа - Минтранс России.
4) Внесение изменений в приказ Минтранса России и Минсвязи России от 13 августа 1995 г. N 81, 108 "О перевозке документов государственной важности и высокоценных отправлений службой специальной связи воздушным, морским и речным транспортом".
Цель внесения изменений - реализация положений законопроекта.
Срок подготовки приказа - 3 месяца со дня принятия законопроекта.
Предмет правового регулирования приказа - правоотношения по воздушной перевозке багажа сотрудниками службы специальной связи.
Содержание приказа - внесение изменений в правила воздушной перевозки багажа.
Головной исполнитель по разработке указанного приказа - Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.