Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 533824-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект) обусловлена складывающейся практикой правоприменения Федерального закона от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон "О полиции"), Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
В соответствии с полномочиями, закрепленными Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 29 января 1992 года N 65 "О свободе торговли", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе определять (отводить) места для осуществления торговой деятельности на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся соответственно в государственной и муниципальной собственности.
При этом необходимо учитывать, что в неустановленных местах может осуществляться не только розничная торговля с рук, но и торговля с использованием торгового или иного оборудования, специальных приспособлений, а также могут оказываться различные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона "О полиции" полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Вместе с тем согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.02.2013 N 46-АПГ13-2, законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел, полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Однако при этом статьей 12 Закона "О полиции" в обязанность полиции вменено "обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах".
В связи с изложенным и в целях недопущения несанкционированной торговли, обеспечения общественного порядка на территориях общего пользования предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) статьей, предусматривающей ответственность за осуществление торговой деятельности, оказание услуг на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне специально отведенных для этого органами государственной власти и органами местного самоуправления мест, наделив полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об указанном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции).
В настоящее время у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют реальные полномочия по осуществлению государственного контроля в сфере организации розничных рынков. Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее Закон "О розничных рынках") разрешение на право организации розничного рынка может быть приостановлено или аннулировано только в случае принятия судом решения об административном приостановлении деятельности управляющей рынком компании.
При этом перечень основных составов правонарушений, предусмотренных статей 14.34 КоАП РФ, в большинстве случаев предусматривает наказания в виде штрафов и предупреждений. Административное приостановление деятельности субъекта торговли предусмотрено только за нарушения требований миграционного законодательства, правил пожарной безопасности и норм санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Таким образом, у органов исполнительной власти субъектов РФ отсутствует реальная возможность осуществлять контроль за деятельностью розничных рынков и применять по отношению к ним эффективные меры ответственности в случае нарушения законодательства о розничных рынках.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, дополнив перечень видов наказаний по статье 14.34 КоАП РФ административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 24 Закона "О розничных рынках" с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В связи с этим предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормой, устанавливающей ответственность за нарушение управляющей рынком компанией требований, установленных статьей 24 Закона "О розничных рынках", - за организацию и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке вне капитальных зданий, строений, сооружений.
Также в целях усиления ответственности управляющих рынками компаний за нарушение законодательства о рынках предлагается дополнить статью 14.34 КоАП РФ дополнительными составами правонарушений, установив ответственность за нарушение требований к оборудованию и содержанию розничного рынка, а также планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений.
Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Однако предоставление сведений в Торговые реестры является добровольным, в связи с чем полной информацией о состоянии торговой деятельности субъекты Российской Федерации не располагают.
Вместе с тем отсутствие качественной и достоверной информации о торговых предприятиях не позволяет субъекту Российской Федерации на должном уровне решать вопросы, связанные с нормированным снабжением населения и формированием мобилизационного плана экономики.
В связи с изложенным считаем целесообразным установить в Федеральном законе от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" обязанность предоставления сведений в Торговые реестры для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющие поставки товаров (за исключением производителей товаров) (внесение данных изменений предусмотрено отдельным законопроектом), а также установить ответственность за неисполнение указанной нормы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие законопроекта позволит устранить противоречия и неопределенность в законодательстве Российской Федерации, повысить качество правового регулирования общественных отношений в области торговой деятельности и организации розничных рынков.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.