Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 532153-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"
Досье на проект федерального закона
Наряду с правовой регламентацией деятельности отечественного производителя товаров остались нерешенными вопросы его защиты и соблюдения гарантий прав потребителей, в условиях складывающихся угроз оборота контрафактной и контрабандной продукции, что приводит к проникновению товаров ненадлежащего качества и развитию теневого рынка поставок и реализации продукции с целью ухода от исполнения требований действующего законодательства и нарушения принципов добросовестной конкуренции.
В этой связи проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" (далее - законопроект) направлен на усовершенствование правовых основ противодействия обороту контрафактной продукции и незаконному перемещению алкогольной продукции и табачных изделий, обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественного производителя.
Учитывая тот факт, что контрафактная продукция наносит ущерб не только экономическим интересам, но и связана с реальной угрозой безопасности жизни и здоровья граждан, законопроектом предлагается внести дополнения в действующую норму, устанавливающие адекватную ответственность за введение потребителя в заблуждение относительно свойств, качества товара, работы или услуги.
В настоящее время по существу одно и то же деяние - введение потребителя в заблуждение - влечет различные меры административной ответственности. По обращениям граждан производство по делу проводится полицией, по обращениям юридических лиц, производство по делу проводит ФАС России. В случае если инициатором проверки выступил потребитель, максимальное наказание для юридических лиц - 40 тысяч рублей, в случае же, если инициатором проверки выступило юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, максимальное наказание - 500 тысяч рублей.
Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О защите конкуренции" в качестве хозяйствующего субъекта могут выступать не только коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую ей доход, индивидуальные предприниматели, но и иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход. Таким образом, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предприниматели, не могут нести ответственность по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Предлагаемыми законопроектом изменениями данное противоречие устраняется и за совершение правонарушения, целью которого является недобросовестная конкуренция и введение потребителей в заблуждение, устанавливаются единые санкции.
Законопроект устанавливает ответственность за контрабанду алкогольной продукции либо табачных изделий, которое является преступлением против здоровья населения и общественной нравственности. В этой связи предлагается предусмотреть его в главе 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", а не в главе 24 "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".
Недавние печальные события в Забайкальском крае, связанные с массовым отравлением людей (из 49 пострадавших 16 погибло) контрафактной алкогольной продукцией, по предварительным данным завезенной из Китая, свидетельствуют об актуальности законопроектных предложений. По данным Роспотребнадзора с 2010 по 2012 г. в России было зарегистрировано более 534 тысяч острых отравлений химическими веществами, 92,5 тысячи - с летальным исходом. Из причин отравлений употребление алкогольных суррогатов по количеству пострадавших и погибших - на первом месте. Как отмечает Росстат, за 2010-2012 гг. от случайных отравлений алкоголем умерло около 51 тыс. человек.
Не менее тревожные тенденции показывает и зарубежный опыт. Обращает на себя внимание громкий процесс по делу о смертельно опасном контрафактном алкоголе (так называемое "дело о метаноле"), состоявшийся в Чешской Республике. В частности, в результате изготовления и сбыта поддельного алкоголя с добавлением метанола с 2012 по 2014 годы в Чехии погибло более 50 человек. Областным судом Злина по данному делу вынесены очень строгие приговоры вплоть до пожизненного лишения свободы. В Чехии на настоящий момент было изъято около 1 млн. литров нелегального алкоголя, однако, исходя из материалов дела, преступники изготовили 4 тонны жидкости с ядовитым метиловым спиртом, поступившей в продажу под видом алкогольной продукции. По данным экспертов такое количество контрафакта могло привести к гибели не одной тысячи людей. Схожие факты отравлений контрафактным алкоголем выявлены также в Словакии. Эти события побудили власти Европейского Союза обсудить проблему массового отравления и распространения контрафактного алкоголя на своих площадках.
Предлагаемая законопроектом мера также согласуется с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р, согласно которой целесообразность повышения ответственности за контрабанду табачных изделий признается в качестве одной из мер по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями.
Согласно редакции законопроекта контрабанда признается преступной, если стоимость незаконно перемещенной алкогольной продукции и (или) незаконно перемещенных табачных изделий превышает 100 тыс. рублей. При этом исключается уголовное преследование в отношении случаев провоза гражданами через Таможенную границу Таможенного Союза товаров для личного пользования. Законопроектом предлагается уточнить, что при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.
Кроме того, анализ мер ответственности, которые предусмотрены за нелегальные производство и торговлю контрафактной продукции показал, что санкции, установленные в УК РФ и КоАП, не соотносимы с ущербом, который наносится интересам общества и государства указанными видами преступлений, что формирует в определенной степени выгодность противоправной деятельности.
В настоящее время при сбыте, например, немаркированной продукции на сумму, превышающую 6 млн. рублей, может быть назначен штраф лишь от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, что многократно ниже материальной выгоды от преступной деятельности, и соответственно действующая санкция не обеспечивает ни должного уровня ответственности, ни профилактики новых правонарушений. При этом в качестве альтернативной санкции за указанное преступление ныне действующая редакция уже предполагает наказание в виде лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. Исходя из этого, очевидна и разбалансировка наказаний внутри действующей санкции части второй статьи 171.1 УК РФ.
Таким образом, предлагается сбалансировать санкции за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, а также установить суммы, которые признаются крупным и особо крупным размерами - 100 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно. Это соотносится с подходом, закрепленным в отношении ответственности за нарушение авторских и смежных прав, устанавливающим указанные пределы крупного и особо крупного размеров. По тем же основаниям в статье 180 УК РФ снижается размер крупного ущерба с 1 млн. 500 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Данный подход, в частности, согласуется с недавно принятым Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", закрепляющим ограничительные меры в отношении табака как продукта, напрямую влияющего на состояние здоровья, поскольку создают дополнительные механизмы противодействия выгодности контрафактной продукции.
Следует отметить, что в настоящее время средняя стоимость пачки сигарет составляет 50 рублей, что соответственно позволяет приобрести на 100 тыс. рублей 2 тыс. пачек или 200 блоков сигарет. Учитывая, что значительная часть табачной продукции распространяется через точки розничной торговли представляется целесообразным предусмотреть именно такой размер крупного ущерба.
Аналогичным образом объясняется снижение крупного и особо крупного размеров в отношении криминализируемой контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий.
Также законопроектом предлагается привести в соответствие с ныне установленными мерами уголовной ответственности административно-правовые санкции за выпуск или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.
Наряду с этим законопроектом предусматривается установление административной ответственности за оборот табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Следует принимать во внимание, что в соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 30 марта 2002 г. "О Таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств - членов ЕврАзЭс", вступившем в силу для Российской Федерации с 26 февраля 2003 г., под оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции понимается ввоз на территорию, вывоз с территории и перемещение через территорию государств-сторон, приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация указанных видов товаров. Таким образом, использование понятия "оборот табачной продукции" в законодательстве Российской Федерации не приведет к правовой неопределенности при применении части 4 статьи 15.12 КоАП.
Подход законопроекта в этой части соответствует недавним законодательным тенденциям, в частности, нашедшим отражение в Федеральном законе от 21 декабря 2013 N 365-ФЗ.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" под табачной продукцией понимается табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.
Устраняется пробел в законодательстве посредством дополнения санкции за вышеуказанное административное правонарушение конфискацией орудий совершения правонарушения.
Кроме того, законопроектом уточняются санкции за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
В силу того, что наименования статей 14.10 КоАП и 180 УК РФ не совпадают с их содержаниями, поскольку они устанавливают ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за незаконное использование иных средств индивидуализации, законопроектом устраняется данный пробел. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 товарный знак и знак обслуживания представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
В действующей редакции статьи 194 УК РФ устраняется явное несоответствие, когда уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей организованной группой в крупном размере влечет менее строгое наказание, чем за совершение уклонения от уплаты от таможенных платежей в крупном размере должностным лицом с использованием своего служебного положения. Следует также отметить, что совершение организованной группой любой формы контрабанды, предусмотренной частями первой либо второй статьи 226.1 УК РФ, влечет повышенную ответственность по части третьей указанной статьи (лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с определенным штрафом и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового). Аналогичный подход представляется целесообразным отобразить в статье 194 УК РФ.
Кроме того, видится неоправданным в борьбе с организованными формами уклонения от уплаты таможенных платежей назначение штрафов, несоразмерных уровню причиняемого вреда.
Исходя из этого, в целях более эффективной охраны таможенной границы Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС и противодействию организованной преступности законопроектом предлагается сбалансировать ответственность в отношении уклонений от уплаты таможенных платежей, совершаемых организованной группой в крупном размере (т.е. свыше 1 млн. рублей).
Наряду с этим законопроектом предусматривается унификация уголовно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-процессуальных норм, касающихся института конфискации орудий и иных средств совершения правонарушений. В настоящее время УК в пункте "г" части первой статьи 104.1 уже закрепляет формулировку "орудий, оборудования или иных средств совершения преступления".
С учетом изложенного, законопроект способствует достижению следующих задач:
- устранению несоответствия реального вреда, причиняемого правонарушениями, связанными с оборотом контрафактной продукции, мерам ответственности, установленным в законодательстве;
- обеспечению большей превенции указанных правонарушений;
- дополнительную защиту безопасности жизни и здоровья граждан, право на получение качественной продукции, прежде всего продуктов питания;
- защиты экономических и общественных интересов от угроз, которые несет оборот недоброкачественной продукции и контрабанда различных продукции и изделий;
- развитию добросовестной конкуренции и предпринимательства.
Следует отметить, что в рамках предварительной оценки законопроекта замечания Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации были проработаны и учтены.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.