Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 536098-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон об образовании), который существенно изменил порядок оплаты за присмотр и уход за детьми.
В действовавшем до 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее по тексту - старый Федеральный закон об образовании) было предусмотрено ограничение платы за присмотр и уход за детьми (родительской платы) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере 20 процентов от фактических затрат на содержание ребенка и 10 процентов для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (часть 2 статьи 52.1). При этом родителям выплачивалась компенсация на первого ребенка в размере, не менее 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на второго ребенка - не менее 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - не менее 70 процентов размера этой платы. В итоге родители фактически платили за одного ребенка 16 процентов от всех расходов на содержание, за второго ребенка - 10 процентов и за третьего ребенка - 3 процента.
В Федеральном законе об образовании ограничение размера родительской платы отсутствует. Компенсация родителям устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но ее размер должен составлять не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы, исходя из которой рассчитывается указанная компенсация, также устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В результате, во-первых, в процентном соотношении компенсация родителям осталась аналогичной, но теперь она выплачивается исходя из среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, а не от фактических затрат родителей на содержание ребенка, как было ранее. Как правило, средний размер родительской платы исчисляется как среднее арифметическое значение родительской платы, сложившейся во всех муниципальных образованиях региона за предыдущий год. Поэтому компенсация у родителей с самой высокой платой одного муниципального образования будет такой же, как и у родителей с самой низкой платой.
Во-вторых, средний размер родительской платы не носит даже рекомендательного характера для дошкольных учреждений и поэтому никак не может урегулировать проблему необоснованных случаев повышения платы за присмотр и уход за детьми.
Между тем вопрос роста фактических расходов граждан на оплату пребывания детей в дошкольных учреждениях в настоящее время создает атмосферу социальной напряженности. Например, в Татарстане с октября проходят митинги протеста родителей, которым на сегодняшний день приходится платить около 2 283 рублей, в то время как в прошлом году они платили 1330 рублей. Кроме того, значительно увеличилась родительская плата в Республике Башкортостан, в Смоленской и Ульяновской областях, а также в Чувашской Республике.
Таким образом, отсутствие правового ограничителя для размера родительской платы в настоящее время ущемляет права на получение бесплатного дошкольного образования, особенно для семей с низкими доходами.
Кроме того, несмотря на расширение перечня расходов в Федеральном законе об образовании, которые недопустимо включать в родительскую плату (часть 4 статьи 65), нет четкого указания о включении (не включении) жилищно-коммунальных услуг в состав родительской платы.
Законопроектом предлагается устанавливать максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в каждом муниципальном районе, городском округе субъекта Российской Федерации, ограничивающий право учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность на установление завышенной родительской платы.
Поскольку создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми относится к совместному ведению субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляется целесообразным отнести данный вопрос с к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательное закрепление обязанности субъекта Российской Федерации по установлению максимального размера родительской платы позволит уполномоченным исполнительным органам власти субъекта контролировать рост родительской платы за присмотр и уход за ребенком. В соответствии с нынешним законодательным порядком (часть 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ) ничто не ограничивает учредителя организации, осуществляющего образовательную деятельность, установить родительскую плату в любом размере на свое усмотрение. Сегодня рычагом, сдерживающим необоснованное завышение родительской платы, является уполномоченный исполнительный орган власти субъекта, который даёт рекомендации и отслеживает ситуацию в муниципальных районах и городских округах. На практике, именно этот орган присылает проект размера родительской платы, который принимает муниципалитет. Соответственно, контроль соответствующего органа власти субъекта после принятия предлагаемых изменений позволит законодательно закрепить право такого органа не допустить злоупотреблений и установления родительской платы детских садов в значениях, превышающий максимально допустимый размер.
Установление максимального размера родительской платы нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации позволит увеличить ответственность органов государственной власти субъектов за случаи необоснованного повышения платы за присмотр и уход за детьми в регионе, а также учесть социально-экономические, географические, культурные и иные особенности региона.
Расчет максимального размера родительской платы не потребует дополнительных ресурсов у регионов, поскольку на сегодняшний день субъекты Российской Федерации обязаны устанавливать средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон об образовании позволят урегулировать проблему доступности дошкольного образования, повысить ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ограничить рост размера родительской платы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.