Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537952-6 "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на усиление уголовной ответственности за преступления, совершаемые в целях хищения денежных средств с использованием высоких технологий в банковской сфере.
В настоящее время статьей 187 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) предусмотрена ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами.
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) введено определение электронного средства платежа, в соответствии с которым под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Таким образом, данное понятие расширяет перечень средств и способов управления денежными средствами.
С 1 января 2014 г. вступили в силу положения статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ, в соответствии с которыми в случае совершения мошеннических операций с использованием электронных средств платежа ответственность за перевод денежных средств без согласия клиента несет оператор по переводу денежных средств, если он не докажет нарушение правил использования электронного средства платежа со стороны клиента-физического лица.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции диспозицию части первой статьи 187 "Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов" УК. Тем самым наряду с изготовлением в целях сбыта и (или) сбытом поддельных платежных карт, закрепляется ответственность за совершение тех же действий в отношении поддельных распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 (Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) УК), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.
Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция роста числа преступных деяний, предусмотренных статьей 187 УК. По данным ГИАЦ МВД России выявлено: в 2010 году - 2968, в 2011 году - 3411, в 2012 году - 3618, в 2013 году - 4000 преступлений.
Представляется, что внесение в УК изменений, предлагаемых законопроектом, существенно оздоровит обстановку на рынке дистанционных услуг, снизит риски при использовании электронных платежных средств и электронной коммерции.
Законопроектом также предлагается внести изменения в санкцию части второй статьи 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации" УК с целью приведения мер наказания, установленных за совершение данного преступления, в соответствие со степенью его общественной опасности.
Так, частью второй статьи 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации" УК, определяющей квалифицирующие признаки данного состава преступления (причинение крупного ущерба или совершение деяния из корыстной заинтересованности), установлено наказание в виде лишения свободы, максимальный срок которого составляет шесть месяцев, что меньше по сравнению с основным составом, предусмотренным частью первой названной статьи. Указанное обстоятельство приводит к нарушению принципа справедливости, закрепленному в статье 6 "Принцип справедливости" УК.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 187 и 272 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.