Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537480-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме"
Досье на проект федерального закона
Внесение изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации было продиктовано необходимостью полноценной реализации прав собственников общего имущества в многоквартирном жилом доме, а также восполнению правового пробела в нормах, направленных на реализацию прав товарищества собственников жилья, и закрепленных в части один статьи 137 Жилищного Кодекса.
Распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, согласно действующей редакции Жилищного кодекса, осуществляется по решению всех ее участников. Согласно нормам статьи 36 такое решение принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с нормами части первой статьи 46 Жилищного Кодекса решения общего собрания по вопросам, касающимся передачи общего имущества в пользование третьих лиц, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, решение о передаче общего имущества вправе принимать исключительно общее собрание собственников помещений в доме, вне зависимости от того, создано ли ТСЖ в таком доме или нет.
Однако, в подпункте первом статьи 137 Кодекса закреплено право товарищества собственников жилья на предоставление и передачу во временное пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, возникает коллизия права.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункте первом статьи 137" следует читать "подпункте первом части 2 статьи 137"
Кроме того, создавшаяся ситуация порождает бюрократические проволочки.
В большинстве современных многоквартирных домов практически невозможно собрать кворум на общем собрании собственников.
Практика показывает, что активность людей посещающих собрания, с течением времени, падает. Следовательно, собрать необходимое количество собственников, для решения повседневных вопросов, становится все сложнее. Тем не менее, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Кроме того, даже если собрание правомочно (имеет кворум), решение принимается только большинством голосов из присутствующих на собрании. Т.е., провести очное собрание собственников в форме совместного присутствия, на котором будет присутствовать необходимое количество людей, становится фактически не реализуемым.
Для принятия правомочного решения в таких домах собрание приходится проводить в форме заочного голосования, т.е. передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Однако, и последняя форма проведения общего собрания будет легитимной (согласно статьи 47 ЖК РФ) только в случае отсутствия кворума при созыве прежнего общего собрания собственников помещений дома.
Таким образом, решить насущные вопросы, включая заключение договоров на использование части общего имущества многоквартирного жилого дома, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания собственников жилья, представляется весьма затруднительным и длительным.
В силу этих причин, с помощью настоящего законопроекта, предлагается упразднить возникшую коллизию права и расширить компетенцию Товарищества собственников жилья, тем самым, сделав гораздо более оперативным решение вопросов, связанных с правомочием пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома. Такая форма управления общим имуществом будет способствовать получению дополнительного дохода, который впоследствии может быть, в соответствии с п. 3 ст. 152 Жилищного кодекса, направлен на оплату общих расходов собственников жилья многоквартирного дома, в т.ч. жилищно-коммунальных услуг, ремонт или иные общие цели.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях расширения полномочий товарищества собственников жилья по управлению общим имуществом в многоквартирном доме" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.