Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 540271-6 "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"
Досье на проект федерального закона
Интеграция России в мировую экономику требует активизации взаимодействия с зарубежными налоговыми администрациями с целью координации действий, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов.
Одним из универсальных способов подобного взаимодействия является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г., подписанная Российской Федерацией в г. Канны 3 ноября 2011 г. (далее - Конвенция), разработанная совместно Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Страны, подписавшие Конвенцию, оказывают друг другу административную помощь в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности и принятии обеспечительных мер.
Конвенцию подписало 64 государства, в том числе Бразилия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Германия, Индия, Италия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Китай, Южно-Африканская Республика и другие (полный список приведен в Приложении 1). Для 39 из них Конвенция вступила в силу, в остальных странах проходит процедура ее ратификации.
27 мая 2010 г. Советом Европы и ОЭСР был подготовлен для подписания участниками Конвенции Протокол о внесении в нее изменений, который вступил в силу 1 июня 2011 г., в результате чего стать участником Конвенции теперь может любое государство мира, которое получит приглашение от депозитария, что еще более повышает ее значимость и эффективность.
Проведение одновременных налоговых проверок со странами-участницами Конвенции, в частности, участие в налоговых проверках за границей, предусмотренных Конвенцией, может стать инструментом, увеличивающим доходную часть российского бюджета. Преследуя цель повышения эффективности данных контрольных мероприятий, целесообразно уже сейчас развивать практику их применения.
Не менее важным для Российской Федерации является положение Конвенции о помощи в сборе налоговой задолженности на территории стран-участниц Конвенции.
В перечне основных государств, в которых зарегистрирована основная часть должников, представленных в Приложении 2 к настоящей пояснительной записке, есть страны-участницы Конвенции (в том числе Канада, Турция, Соединенные Штаты Америки, Польша, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Таким образом, в случае присоединения к Конвенции появится потенциальная возможность вернуть часть средств в бюджетную систему Российской Федерации, которые в настоящее время не могут быть взысканы в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, либо в связи с фактическим отсутствием иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
Анализ опыта стран ОЭСР по взысканию задолженности показывает, что для эффективного использования данного механизма впоследствии потребуется заключение дополнительных межведомственных международных договоров, в первую очередь, с вышеупомянутыми странами, инициировать подписание которых будет возможно в связи с участием этих государств в Конвенции.
Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с оговорками, предусмотренными статьей 30 Конвенции, включенными в проект федерального закона "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" (далее - проект федерального закона). Обоснование необходимости данных оговорок следующее.
Согласно оговорке, предусмотренной пунктом 1 части 1 проекта федерального закона, Российская Федерация ограничивает список налогов, в отношении которых российской стороной будет оказываться какая-либо помощь другим государствам, подписавшим Конвенцию. Данная оговорка требуется Российской Федерации для того, чтобы исключить необходимость отвечать на запросы государств - участников Конвенции по обмену информацией, взысканию задолженности и проведению проверок в части тех налогов, которые не входят в перечень выбранных Российской Федерацией.
Одним из стимулов к подписанию Конвенции служил предусмотренный в ней инструмент так называемого трансграничного взыскания задолженности, который потенциально может стать дополнительным источником доходов для бюджета страны. Вместе с тем в настоящее время в Российской Федерации механизм трансграничного взыскания не способен функционировать в полной мере без внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. В связи с этим в проект федерального закона (пункт 2 части 1) включена оговорка о неоказании помощи по исполнению любого налогового требования или по взысканию административного штрафа.
В пункт 3 части 1 проекта федерального закона включена оговорка о неоказании помощи в отношении любого налогового требования, которое существует на дату вступления в силу Конвенции в отношении Российской Федерации или на дату снятия оговорки, сделанной согласно пунктам 1 или 2 части 1 проекта федерального закона в отношении налогов соответствующего вида. В ряде государств, подписавших Конвенцию, национальным законодательством установлен порядок, при котором налоговые органы имеют право запрашивать информацию об открытии (закрытии) физическими лицами счетов в кредитных организациях. В Российской Федерации такой порядок не предусмотрен. В связи с этим Российской Федерации требуется указанная оговорка, исключающая необходимость оказания правовой помощи по вопросам налоговых требований в этой части.
Оговорка, предусмотренная пунктом 4 части 1 проекта федерального закона и устанавливающая исключительно трехлетний период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права, требуется Российской Федерации для того, чтобы ограничить общее количество направляемых в адрес Российской Федерации требований в рамках административной помощи, относящейся к налоговым начислениям.
Ряд положений Конвенции не соответствует положениям российского законодательства, в частности, в отношении оказания помощи иностранным государствам по взысканию налоговой задолженности, в связи с чем Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Реализация положений Конвенции не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку расходы на работу Координационного органа Конвенции, упомянутого в пункте 3 статьи 24 Конвенции, предусмотрены бюджетом Министерства иностранных дел Российской Федерации в рамках ассигнований, выделенных на финансирование российского участия в рабочих органах ОЭСР.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"
Реализация Федерального закона "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.