Досье на проект федерального закона
Предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) является расширение признаков объективной стороны состава административного правонарушения, квалифицируемого как мелкое хулиганство. Законопроект направлен на устранение имеющегося правового пробела, затрудняющего в настоящее время привлечение к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов.
Нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, имеющие многообразные формы проявления, снижают качество жизни законопослушных граждан, отрицательно влияют на нравственные отношения, воспитание несовершеннолетних, создают нервозную обстановку в местах проживания и нахождения граждан, вызывая у них чувство незащищенности.
Более того, своевременно не пресекаемые нарушения спокойствия и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков и т.п. зачастую являются предпосылкой к более опасным противоправным проявлениям.
Анализ правоприменительной практики МВД России свидетельствует о значительном распространении преступлений, совершенных в жилом секторе. В 2012 году в Российской Федерации на бытовой почве совершено 113 629 преступлений, из них 3 343 убийств, 10 401 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 10 928 умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. За 9 месяцев 2013 года число таких преступлений составило 87 888, в числе которых убийств - 1 899, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - 6 451, умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью - 7 946.
Остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями, иными законными представителями, а также другими лицами, фактически проживающими совместно с потерпевшими.
За последние пять лет их доля возросла до трети от общего количества преступлений этой категории, совершенных в Российской Федерации. Значительно (на 23,7%) возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей, на 32,3% увеличилось количество убийств матерью новорожденного ребенка.
В настоящее время законы об административных правонарушениях некоторых субъектов Российской Федерации предусматривают административную ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере, в том числе за совершение "семейно-бытового дебоширства", "бытового дебоширства" или "нарушение прав членов семьи". Так, сотрудниками органов внутренних дел в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Чувашской Республике, Архангельской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Мурманской, Нижегородской и Пензенской областях ежегодно пресекается в среднем порядка 5 тысяч административных правонарушений данной категории. Привлечение лиц к административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство позволило в данных субъектах Российской Федерации снизить количество преступлений против личности, совершенных в семейно-бытовой сфере.
Например, за 9 месяцев 2013 года число убийств, совершенных на бытовой почве, в Ивановской области снизилось на 36,8 %, в республиках Бурятия и Башкортостан на 27,9 % и 18,2% соответственно, в Мурманской области - на 8,3 %.
Принимая во внимание, что предупреждение преступлений посредством применения административно-правовых средств является эффективным направлением профилактической деятельности, принятие законопроекта будет способствовать предупреждению их совершения, в том числе в быту.
Предлагается также дополнить санкции проектируемой статьи альтернативным наказанием в виде обязательных работ в целях обеспечения возможности выбора адекватного правового воздействия с учетом характера совершенных противоправных действий, а также оценки личности правонарушителя.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести обязательное дополнительное наказание за повторное совершение данного правонарушения, что способно повлиять на рост данного вида правонарушений и послужить сдерживающим фактором, носящим профилактический характер, а в дальнейшем снизить количество правонарушений, в рассматриваемой сфере.
Реализация требований законопроекта не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.
Издание представляемого проекта федерального закона не влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные федеральные законы и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, вместе с тем потребует приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с его положениями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Перечень нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.