Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 545343-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона является новой редакцией проектов федеральных законов N 57721-6 и N 374295-6 об установлении ответственности за агрессивное вождение, в котором учтены замечания профильного Комитета Государственной Думы и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Таблица учета замечаний приведена в Приложении.
Многие граждане России и особенно автомобилисты знакомы с такой проблемой российских дорог, как агрессивное вождение, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации, угрозу безопасности других участников дорожного движения. Агрессивное вождение может выражаться в опасном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемым после резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех в нарушение Правил дорожного движения для других участников дорожного движения или опасном приближении к впереди идущему транспортному средству. Одна из главных характеристик такого агрессивного вождения - явно умышленное, намеренное, осознанное создание опасности для движения или условий для причинения вреда (помех) для других участников дорожного движения. В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено санкций за намеренное, умышленное создание помех, характеризуемое как агрессивное вождение.
В то же время, очевидно, что агрессивное вождение автомобиля создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации, угрозу безопасности других участников дорожного движения. Так, например, неоднократное опасное перестроение по полосам движения может заставить других водителей прибегнуть к экстренному торможению, вынужденному экстренному перестроению и изменению направления движения на дороге, спровоцировать выезд на встречную полосу. К аналогичным последствиям может привести и резкое неоправданное намеренное торможение, совершаемое после резкого ускорения, которым обычно сопровождается быстрое перестроение по полосам движения. Не менее опасным является и приближение к впереди идущему транспортному средству практически вплотную. Обычно водители, практикующие агрессивное вождение, таким маневром требуют уступить себе дорогу, иногда прибегая одновременно к использованию дальнего света фар. Подобное поведение, в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации о соблюдении безопасной дистанции между транспортными средствами, также может привести, а как показывает практика зачастую и приводит, к дорожно-транспортному происшествию. Водитель впереди идущей машины в этот момент вынужден совершить экстренное торможение, чтобы, например, пропустить перебегающих через дорогу человека или животных, и тогда из-за отсутствия безопасной дистанции столкновение автомашин становится неизбежным. Неопытный водитель впереди идущего транспортного средства, заметив опасно приблизивший автомобиль, может попытаться быстро сменить полосу движения и создать аварийную ситуацию с участием автомашин на соседней полосе. Таким образом, в любом случае агрессивное вождение стало негативным типичным фактором на российских дорогах, способствующим возникновению аварийных ситуаций.
Следует отметить, что в законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение. Целью данного законопроекта является не только и не столько стремление приучить российских водителей к вождению транспортного средства по международным правилам, сколько обеспечение безопасности самих водителей и пассажиров, которых они перевозят.
Предложения о введении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за намеренное создание помех на дороге - за агрессивное вождение уже в течение многих лет постоянно выдвигаются представителями Движения автомобилистов России и различных правозащитных организаций.
В законопроекте конкретизируются основания ответственности за нарушение существующих в пункте 1.5 Правилах дорожного движения Российской Федерации общих правил, запрещающих создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения, другими словами - помех движению автотранспортных средств. Предлагается ввести повышенную ответственность за создание в результате агрессивного вождения умышленных помех дорожному движению, зафиксированных специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или иными средствами видеофиксации (фото- и киносъемки, и (или) видеозаписи), в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей. Законопроектом предусматривается, что дело об административном правонарушении будет рассматриваться судом по обращению сотрудников ГИБДД.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности водителя за умышленное создание опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.