Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 544961-6 "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) обусловлена необходимостью укрепления единого образовательного пространства на территории России.
Статьей 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определен принцип "единство образовательного пространства на территории Российской Федерации". Представляется, что в современных геополитических условиях этот принцип является основополагающим, ибо он позволяет рассматривать отечественную систему образования как мощную скрепу российской государственности и экономики.
Реализация этого принципа, в первую очередь, должна базироваться на единстве для всех общеобразовательных организаций, реализующих соответствующую основную образовательную программу, базовой части содержания общего образования общенациональной значимости.
Однако Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не установил реальных правовых механизмов, обеспечивающих единства образовательного пространства, и не определил, как будет обеспечиваться единство содержания определенной части основных образовательных программ соответствующего уровня.
На необходимость единства содержания основных образовательных программ Закон сделал только "намек", установив, положениями статьи 11, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. Таким образом, Закон ввел понятие "обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений", не дав им ни определения, не установив их правовой сущности. Неслучайно федеральные государственные образовательные стандарты общего образования также не определяют, что такое обязательная часть основной общеобразовательной программы, кто её определяет, кто устанавливает, кто и как проверяет исполнение.
Положениями статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. При этом зафиксировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В то же время, положениями статьи 28 установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования. Таким образом, в отношении содержания основных образовательных программ сформирована правовая неопределенность и каждая из десятков тысяч общеобразовательных организаций вольна реализовывать собственные основные образовательные программы, с собственным содержанием.
Вышесказанное свидетельствует, что действующие положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не обеспечивают достижения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Настоящий проект федерального закона направлен на устранения этого существенного правого недостатка вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 1 законопроекта статья 66 "Начальное общее, основное общее и среднее общее образование" Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняется частью 4-1.
Этой частью статьи 66 устанавливается, что обязательная часть основной образовательной программы, разрабатываемой общеобразовательной организацией, по своему содержанию и объему часов должна соответствовать обязательной части соответствующей примерной основной образовательной программы. Таким образом, фиксируется не только соответствие содержания обязательной части основной общеобразовательной программы, но количество часов, отведенное на ее усвоение.
Одновременно определяется порядок разработки и утверждения примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Законопроектом предусматривается, что каждая примерная основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего общего образования должна содержать обязательную часть основной образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений. При этом фиксируется, что обязательной частью основной образовательной программы устанавливается содержание образования общенациональной значимости, которое является инвариантным и обязательным для реализации общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими вышеуказанные основные общеобразовательные программы.
Таким образом, законопроект направлен на обеспечение единого образовательного пространства на территории России при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Принятие настоящего федерального закона будет с одобрением воспринято широкой российской общественностью.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования), в случае его принятия, не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о статусе обязательной части основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.