Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 547855-6 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
При совершении преступлений, и при наличии подозреваемого или обвиняемого, следственные органы исходя из тяжести преступления, как правило, рассматривают вопрос об избрании меры пресечения.
Основанием для избрания меры пресечения в соответствие со ст. 97 УПК РФ является наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, либо может продолжать заниматься преступной деятельностью и может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Также, действующее законодательство предусматривает, что при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого, должны учитываться тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства
Как известно, такая мера пресечения как заключение под стражу является самой суровой, но по статистике чаще применяемой следственными органами и судами. Исключения составляет ч. 2 ст. 108 УПК РФ, которая предусматривает диспозитивную норму применения в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, законодатель выделил лишь одну социальную группу, в отношении которой суд может не принять меру пресечения в виде заключения под стражу-это несовершеннолетние.
Тем не менее, считаем необходимым расширить перечень социальных групп, в отношении которых вводится ограничение на выбор меры пресечения в виде заключения по стражу, по преступлениям не подпадающим под категорию тяжких и особо тяжких, а также предусмотреть право, а не обязанность применение данной меры.
В данный перечень предлагается включить:
- несовершеннолетних;
- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- женщин, находящихся в состоянии беременности на сроках свыше 22 недель;
- лиц, достигших семидесятилетнего возраста;
- лиц, признанных инвалидами первой группы,
Внесение изменений в ст. 108 УК РФ в части расширения перечня лиц, в отношении которых может не применятся мера пресечения в виде заключение под стражу, сократит расходы на содержание подозреваемых и обвиняемых, улучшит условия содержания уже находящихся в СИЗО лиц, сохранит возможность ухода за детьми и сократит риски для здоровья женщин в период беременности (для лиц, подозреваемых в совершении преступлений) до вынесения приговора судом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.