Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 25 апреля 2014 г. N 5-ВС-1748/14
на проект федерального закона N 550297-6 "О внесении изменения в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" представленный проект федерального закона рассмотрен Верховным Судом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) статье 124.1, в которой предусмотреть ответственность за применение насилия в отношении медицинских работников.
В пояснительной записке указывается на недостаточность установленных мер уголовно-правовой защиты медицинских работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность. При этом, в частности, отмечается, что случаи применения физической силы к бригадам врачей квалифицируются правоохранительными органами без учета того, что нападение совершено на работников при исполнении своих должностных обязанностей.
Однако указанные доводы неверно характеризуют сложившуюся судебную практику. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 27 января 1999 г. N 1 разъяснил следующее: "Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству, а под выполнением общественного долга - осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершённом или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.)".
Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга предусмотрено пунктом "ж" части 1 статьи 63 УК РФ как обстоятельство, отягчающее наказание.
Убийство медицинского работника, а равно его близких в целях воспрепятствования его законной профессиональной деятельности квалифицируется по пункту "б" части 2 статьи 105 УК РФ.
Таким образом, установленные действующим законодательством меры уголовно-правовой защиты медицинских работников в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, не приняты во внимание при формулировании предложения о введении специальных норм об уголовной ответственности за применение насилия в отношении врачей.
Авторами законопроекта не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о необходимости выделения указанных деяний в самостоятельный состав преступления. Обозначенная в пояснительной записке к законопроекту цель законодательной инициативы - повышение уровня безопасности медицинских работников в связи с их законной профессиональной деятельностью, по нашему мнению, не может быть достигнута только посредством ужесточения наказания и использования превентивных функций уголовного закона.
При таких условиях введение специальной нормы об уголовной ответственности за применение насилия в отношении медицинских работников представляется нецелесообразным.
|
А.А. Толкаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.