Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 550624-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения гарантий права граждан на жилище)"
Досье на проект федерального закона
Разработка настоящего законопроекта была вызвана участившимися случаями лишения граждан права на жилище, являющегося предметом залога по договору об ипотеке. Поправки в ст. 446 ГПК, внесенные в 2004 г., позволили обращать взыскание на единственное жилье, заложенное по ипотеке. С тех пор в судах право кредитора обратить взыскание на предмет залога, даже если он является единственным жильем, не подвергалось сомнению. Такая же правовая позиция была продублирована и в Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Законодательство об ипотеке узаконило абсолютное право залогодержателя удовлетворить свои требования из стоимости заложенного имущества при наступлении определенных обстоятельств, связанных с просрочкой уплаты или неуплатой суммы долга полностью, либо частично, без соблюдения права на жилища, гарантированного статьей 17 Конституции РФ, а также норм, регламентированных статьей 95 Жилищного кодекса РФ.
Тем не менее, социальная функция государства состоит именно в том, чтобы обеспечить баланс интересов сторон: с одной стороны, нельзя сделать бездомными должников, с другой - кредиторы имеют право на возврат долга. Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем Постановлении от 26 ноября 2013 г. N 6283/13 также придерживается аналогичной правовой позиции: оставил в силе решения нижестоящих судов: Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2012 г., Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 г., которые по заявлению обанкротившегося индивидуального предпринимателя Г.А. Мокичевой из Казани запретили конкурсному управляющему передавать кредитору ее единственное жилье - долю в квартире, находящейся в залоге у банка.
Исходя из аналогии норм жилищного права, в случае, если граждане не являются собственниками жилья, их выселяют после 6 месяцев неоплаты коммунальных услуг и расселяют по нормам общежитий - 6 кв. м. на одного человека, а неплательщиков, являющихся собственниками квартир, выселят в меньшее по размеру жилье в пределах населенного пункта, в котором они проживали. Однако, на должников по ипотеке такой правовой подход реализации права на жилище, до настоящего момента не распространялся.
Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии".
Внесение изменений в Главу 5 Жилищного кодекса РФ будет способствовать ликвидации правовой коллизии, образовавшегося из-за отсутствия корреспондирующей части первой статьи 95 кодекса нормы, в силу чего не был определен правоприменительный механизм выделения гражданам, лишившихся единственного жилья, - объекта договора об ипотеке, жилья из маневренного фонда. Дополнение статьи 78 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" новой редакцией абзаца 2 первой части также вносит дополнительную определенность в защиту права на жилище. Таким образом, с принятием настоящих поправок в законодательство, будет полностью реализован конституционный механизм гарантий прав каждого гражданина на жилище.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения гарантий права граждан на жилище)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения гарантий права граждан на жилище)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения гарантий права граждан на жилище)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения гарантий права граждан на жилище)" потребует внесения изменений в Жилищный кодекс РФ, а также Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.