Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 552831-6 "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)"
Досье на проект федерального закона
Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенция N 144) была принята на 61-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 21 июня 1976 года в городе Женеве и вступила в силу 16 мая 1978 года.
Конвенция N 144 предусматривает проведение эффективных консультаций между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся по следующим вопросам:
по ответам правительств на вопросники Международной конференции труда;
по предложениям компетентному органу или компетентным органам власти в связи с представлением конвенций и рекомендаций Международной организации труда;
по повторному рассмотрению нератифицированных конвенций и рекомендаций с целью определения мер, которые могли бы быть приняты для содействия их применению и, в соответствующих случаях, ратификации;
по вопросам, возникающим в связи с докладами, которые должны представляться Международному бюро труда;
по предложениям о денонсации ратифицированных конвенций.
Конвенция предусматривает свободные выборы представителей предпринимателей и трудящихся в органы, посредством которых осуществляются консультации, равное представительство сторон в указанных органах (статья 3).
Указанные положения в полной мере реализованы в законодательстве Российской Федерации.
Так, проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции N 144 показывает, что законодательство Российской Федерации в полной мере соответствует основным положениям и требованиям Конвенции.
Главами 4 - 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определены понятия "социальное партнерство в сфере труда", "представители работников и работодателей в социальном партнерстве", "органы социального партнерства".
Кроме того, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" регулируется деятельность профсоюзов и их объединений, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" - деятельность и правовое положение объединений работодателей.
В соответствии со статьей 35 ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основным органом, реализующим взаимодействие Правительства Российской Федерации и социальных партнеров, является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия). Членами Комиссии на паритетной основе являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" (подпункт 7 пункта 2 статьи 3) определено, что одной из основных задач Комиссии является изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально - трудовых отношений и социального партнерства, а также проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Конвенция N 144 не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, ее ратификация не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы о проведении консультаций о возможности ратификации Конвенции N 144, пунктом 141 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы подготовлены необходимые документы для ратификации Конвенции N 144 с обоснованием возможности применения ее норм в России.
На основании того, что предметом регулирования Конвенции N 144 являются основные права и свободы человека и гражданина, а также исходя из положений статьи 8 данной Конвенции она подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Ратификация Конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)"
Ратификация Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144) не приведет к увеличению финансирования по существующим видам расходов и введению новых статей расходов бюджета ввиду того, что указанные положения уже сформулированы в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и, как следствие, уже реализуются субъектами трудовых отношений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)" не потребует принятия, приостановления, а также изменения или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенции N 144)" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.