Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 555182-6 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания условий для снижения стоимости железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании по территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона о защите прав потребителей установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Также в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки, а также ответственность сторон определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Таким образом, статья 83 Устава предусматривает обязанность перевозчика по возврату пассажирам стоимости проезда, стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты или стоимости билета в случае отказа пассажира от перевозки независимо от условий заключенного договора железнодорожной перевозки пассажира.
Отсутствие в настоящее время в Уставе норм, предоставляющих возможность перевозчику не осуществлять при определенных условиях возврат проездных документов (билетов), вынуждает перевозчика учитывать риск убытков от возврата проездного документа (билета) при определении его цены, что увеличивает стоимость перевозки для всех пассажиров. В стоимостную основу тарифов включаются убытки, связанные с возвратом проездных документов, учитываемые в рамках общего финансового результата компании-перевозчика.
Законопроект не затрагивает действующие положения статьи 83 Устава, предлагаемое изменение будет выступать исключением из основного правила:
применение условия о невозвратности означает, что уплаченная за перевозку сумма при отказе пассажира от проездного документа (билета) не возвращается.
Возврат проездных документов по сегментам в зависимости от государственного регулирования существенно варьируется. Общий процент возврата от оформленных проездных документов в 2011 году составил 6,8%, в 2012 году - 7,4%.
Потери перевозчика в доходах от возврата по действующему законодательству не компенсируются взиманием сбора за возврат. Так, например, в 2012 году количество возвращенных проездных документов в сегменте купе и СВ составило 2 437 668 проездных документов. Полученные доходы от возврата при ставке сбора за возврат 141,4 руб. составили, соответственно, около 344 миллионов руб. При этом перевозчик за указанный период при возврате выплатил более 4 миллиардов 503 миллионов руб. (с расчетом по средней доходной ставке), что в тринадцать раз больше.
Практика применения нерегулируемых тарифов позволит получить необходимый фиксированный минимум доходов для рентабельного выполнения перевозки, что, в свою очередь, за счет снижения финансовых рисков перевозчика, позволит увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более дешевым тарифам.
Поскольку право выбора тарифа с условием о невозвратности или без такового предоставляется пассажиру во всех случаях, перевозчик при установлении скидки будет руководствоваться показателем порога ценовой чувствительности для пассажира (эластичности спроса на железнодорожные пассажирские перевозки). Учитывая применение перевозчиками на отдельных маршрутах системы динамического ценообразования, стоимость проезда, от которой предоставляется скидка, определяется на момент приобретения проездного документа (билета).
Таким образом, от применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих включение в стоимость билетов риска убытков от возврата, в первую очередь получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать свое путешествие, поскольку так называемые "невозвратные билеты" всегда дешевле, нежели обычные. Будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров.
Учитывая, что законодательством не установлены термины "тарифы, имеющие условие об их невозвратности", "проездные документы (билеты) с условием об их невозвратности"; "проездные документы (билеты), имеющие условие об их возвратности", их применение в тексте законопроекта может повлечь противоречивую правоприменительную практику. В связи с этим в законопроекте используется отсылка к "общим" положениям статьи 83 Устава о возврате, применение которых исключается в рассматриваемом случае.
С целью обеспечения защиты интересов пассажиров и недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта (обеспечения права пассажиров на выбор условий заключаемого договора) в законопроект включена норма, предусматривающая обязанность перевозчика независимо от количества реализованных проездных документов (билетов) с различными условиями возвратности обеспечить продажу пассажирам, в случае наличия спроса на них, проездных документов (билетов), имеющих условие об их возвратности.
Продажа проездных документов (билетов) для перевозок организованных групп пассажиров (не менее 10 человек) осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30 (далее - Правила). Учитывая, что в соответствии с текстом законопроекта перевозчик обязан обеспечить пассажирам право покупки "возвратного" билета, то полагаем возможным применение положений законопроекта индивидуально к членам группы.
Проведение пилотного проекта до принятия законопроекта полагаем невозможным ввиду отсутствия на это правовых оснований.
При продаже "невозвратного билета" перевозчик или уполномоченное им лицо до заключения договора перевозки пассажира обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за перевозку суммы в случае отказа от поездки в соответствии с пунктом 5 статьи 14 и статьей 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктом 10 Правил и пунктом 6 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111.
Учитывая, что у пассажиров могут возникнуть объективные причины, по которым они не смогут совершить поездку, например, в случае болезни пассажира, несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, а также в случаях непредоставления перевозчиком пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету), в связи с отменой или задержкой отправления поезда, предлагается введение соответствующих исключений, в которых возврат денежных средств за проездные документы, приобретенные с условием невозвратности, осуществляется в порядке, установленном законодательством. В указанных случаях общие положения законодательства о возврате (установленные соответственно для пассажиров и групп пассажиров) будут применяться в полном объеме. При этом необходимо отметить, что дополнительное указание в законопроекте на необходимость подтверждение факта непредоставления места не требуется, поскольку в соответствии с законодательством составление акта в рассматриваемых случаях является обязанностью перевозчика согласно действующему законодательству.
В случае установления отсутствия пассажира в поезде после отправления поезда повторная реализация билета на то же место в поезде не осуществляется. Решением Верховного Суда Российской Федерации признано, что в пункте 16 Правил не содержится нормы о праве перевозчика отказать пассажиру в исполнении обязательства по его доставке в пункт назначения в случаях, когда его посадка в поезд осуществляется не со станции отправления, а с иной станции по ходу следования поезда. Отсутствует такая норма и в пункте 51 Правил, регламентирующем случаи отказа пассажиру в посадке на поезд. Таким образом, даже в случае неявки пассажира на станции отправления, место считается занятым и не может быть повторно реализовано, поскольку перевозчик не имеет возможности установить вероятность посадки пассажира на другой станции. Учитывая изложенное, дополнительные уточнения по указанному вопросу в тексте законопроекта не требуется.
Таким образом, наделение перевозчика и пассажиров правом заключать договоры перевозки на условиях, предусматривающих как полный возврат стоимости проезда, возврат стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты или возврат стоимости билета, так и невозвратные тарифы:
позволит перевозчику дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить проездные документы (билеты) по существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами железнодорожного транспорта как пассажирам с высокой, так и с низкой платежеспособностью;
приведет к увеличению пассажирооборота.
Полагаем, что внесение изменений в статью 83 Устава не потребует корректировки "общего" порядка возврата проездных документов, поскольку возврат "невозвратных билетов", как отмечено ранее, будет в строго определенны случаях (исключениях) осуществляться в соответствии с законодательством, то есть в данных случаях будет применяться "общий" порядок возврата, установленный абзацами 15-18 статьи 83 Устава.
При этом полагаем возможным осуществление ревизии постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", приказа МПС России от 26 июля 2002 г. N 30 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте" после внесения изменений в Устав.
Дополнительно отмечаем, что в настоящее время аналогичные нормы закреплены в действующем воздушном законодательстве Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". При этом в рассматриваемом Законопроекте требования к перевозчику ужесточены с учетом специфики правового регулирования перевозок железнодорожным транспортом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменении в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией Федерального закона "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки |
Краткое описание нормативного правового акта |
Ответственный федеральный орган исполнительной власти по разработке нормативного правового акта |
1. |
О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 |
Статья 83 Устава |
6 месяцев |
После абзаца 3 пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания: "В случае отказа групп пассажиров от поездки в поездах дальнего следования по проездным документам (билетам), приобретенным по установленным перевозчиком тарифам, предусматривающим установление скидки от стоимости проезда при условии неприменения положений абзацев 15-18 статьи 83 Устава о получении обратно стоимости проезда, возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы (билеты) не производится, за исключением случая болезни пассажира, несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, либо в связи с отменой или задержкой отправления поезда, либо при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету). В случае подтверждения болезни пассажира или несчастного случая соответствующими документами возврат денежных средств за проездные документы (билеты), приобретенные по установленным перевозчикам тарифам, имеющим условие об их невозвратности, осуществляется в порядке, установленном законодательством". Пункт 25 дополнить абзацем пятым, устанавливающим, что "В случае отказа пассажира от поездки в поездах дальнего следования по проездным документам (билетам), приобретенным по установленным перевозчиком тарифам, предусматривающим установление скидки от стоимости проезда при условии неприменения положений абзацев 15-18 статьи 83 Устава о получении обратно стоимости проезда, возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы (билеты) не производится, за исключением случая болезни пассажира, несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, либо в связи с отменой или задержкой отправления поезда, либо при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету). В случае подтверждения болезни пассажира или несчастного случая соответствующими документами возврат денежных средств за проездные документы (билеты), приобретенные по установленным перевозчикам тарифам, имеющим условие об их невозвратности, осуществляется в порядке, установленном законодательством". |
Минтранс России Минэкономразвития России ФАС России ФСТ России |
2. |
О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 |
Статья 83 Устава |
6 месяцев |
В подпункт "б" пункта 52 включить положение, устанавливающее, что "В случае отказа пассажира, групп пассажиров от поездки в поездах дальнего следования по проездным документам (билетам), приобретенным по установленным перевозчиком тарифам, предусматривающим установление скидки от стоимости проезда при условии неприменения положений Устава о получении обратно стоимости проезда, возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы (билеты) не производится, за исключением случая болезни пассажира, несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, либо в связи с отменой или задержкой отправления поезда, либо при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету). В случае подтверждения болезни пассажира или несчастного случая соответствующими документами возврат денежных средств за проездные документы (билеты), приобретенные по установленным перевозчикам тарифам, имеющим условие об их невозвратности, осуществляется в порядке, установленном законодательством". |
Минтранс России Минэкономразвития России ФАС России ФСТ России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.