Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 555400-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" направлен на дальнейшее совершенствование процедуры производства дознания.
В соответствии с частью четвертой статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в случаях, предусмотренных УПК, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю следственного органа.
Однако перечень решений прокурора и порядок обжалования их дознавателем не конкретизированы УПК.
Согласно уголовно-процессуальному законодательству дознаватель собирает и оценивает доказательства по внутреннему убеждению, самостоятельно решает вопрос об их достаточности для принятия того или иного процессуального решения.
В свою очередь прокурор наделен правом возвращать дознавателю уголовное дело для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта, либо для производства дознания в общем порядке или пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям УПК.
Согласно формам федерального статистического наблюдения, утвержденным приказом Росстата от 26 февраля 2009 г. N 34 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении", в 2010 году прокурорами для производства дополнительного дознания и пересоставления обвинительного акта возвращено 13814 уголовных дел, что составляет 3,7% от их общего количества, направленных в порядке статьи 226 УПК, в 2011 году - 13194 (3,9%), в 2012 году - 13836 (4,1%).
В 2013 году доля уголовных дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного дознания, дознания в общем порядке, а также пересоставления обвинительного акта и обвинительного постановления от числа дел, поступивших прокурору с обвинительным актом и обвинительным постановлением, составила 3,5% (12818).
Изучение таких уголовных дел показало, что часть их возвращена по основаниям, которые могли быть устранены в суде, а расследование при этом закончено в кратчайшие сроки.
Вместе с тем, по мнению подразделений дознания территориальных органов МВД России, необходимость внесения изменений, обозначенных в законопроекте, весьма актуальна.
В соответствии с частью четвертой статьи 41 УПК дознаватель имеет право обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору. Однако данная норма не предусматривает возможности обжалования решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта, либо для производства дознания в общем порядке или пересоставления обвинительного постановления. Кроме того, правоприменительная практика показала, что в случае направления начальниками органа дознания ходатайств прокурорам об отмене решений, принятых нижестоящими прокурорами, они остаются без удовлетворения в связи с тем, что начальник органа дознания наряду с дознавателем не являются субъектами права обжалования вышеуказанных решений.
Процедура обжалования дознавателем обозначенных решений прокурора по уголовному делу должна производиться в условиях приостановления их исполнения поскольку сроки, установленные пунктом 2 части первой статьи 226 и пунктом 2 части первой статьи 226.8 УПК, не позволят дознавателю без допущения нарушений уголовно-процессуального законодательства получить решение вышестоящего прокурора.
В условиях реформирования МВД России и следственных органов Российской Федерации необходимость укрепления процессуального статуса дознавателя обусловила разработку законопроекта.
Это нововведение позволит исключить затягивание процедуры привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, нарушение прав и интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, в том числе их права на осуществление судопроизводства в разумные сроки.
Принятие законопроекта и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.